Rambler's Top100
    
Общественная организация Клуб Рекламодателей Санкт-Петербурга
На главную Каталог рекламный услуг Написать письмо
Заседания Регистрация на заседание Цели, задачи, устав Вступить в клуб Членство в клубе Члены клуба


главное сегодня


Ваш E-mail:
 подписаться

Рассылка новостей

Ваш E-mail:
 подписаться

Рассылка пресс-релизов

Ваш E-mail:
 подписаться

Рассылка о заседаниях Клуба

Ваш E-mail:
 подписаться

test рассылка

Ваш E-mail:
 подписаться

ваше мнение

Какой вид рекламы, на ваш взгляд, является наиболее эффективным в период экономического кризиса?



интернет-реклама
телевизионная реклама
радио-реклама
реклама в печатных изданиях
наружная реклама
транзитная реклама
все виды рекламы эффективны
ни один из перечисленных видов

Результаты голосования



Статьи и обзоры: статьи о рекламе, статьи о маркетинге, статьи о PR, статьи о брендинге и т.д.

 

Результаты исследования "Требования работодателей к PR-специалисту".

назад

Какие качества PR-специалиста, претендующего на вакантную должность, наиболее важны для работодателя? Через какие каналы лучше всего искать работу и как произвести благоприятное впечатление на первом собеседовании? Этим и многим другим аспектам проблемы трудоустройства в PR-отрасли был посвящен опрос "Требования работодателей к PR-специалисту".

Участников исследования можно разбить на три группы: служащие PR-агентств или PR-департаментов компаний, государственных учреждений; студенты МГИМО и МГУ специальности "Связи с общественностью"; а также участники проекта "Экспертная группа портала Sovetnik.ru". Всего было опрошено 185 человек - 105 специалистов и 80 студентов - из Москвы (37%), Санкт-Петербурга (13%), Барнаула (7%), Екатеринбурга (5,7%), Алматы (4%), Кемерова (4,6%) и других городов России.

По оценкам профессионалов, в основном из агентств полного цикла, потребность в новых сотрудниках появляется здесь, как правило, раз в несколько лет (51%), в некоторых организациях, преимущественно в PR-агентствах, - раз в год (26,5%) или раз в полгода (21,6%).

Одно из основных требований (эта проблема обсуждается также и в исследовании спроса и предложения на рынке труда PR-специалистов в статье "Кто сегодня хочет поработать? PR-агентство - два человека, PR-департамент нарядов не прислал"), предъявляемых к кандидату на должность PR-менеджера, - опыт работы в данной сфере. Так, около половины респондентов (47%) отметили, что при их собственном устройстве на работу речь шла о стаже от двух до трех лет. 15% участников опроса указали, что было достаточно и одного года. От 12% специалистов требовался опыт от четырех до пяти лет. Солидным опытом - более пяти лет - должны обладать претенденты на высокооплачиваемые, "топовые" должности (5%). Лишь 20% опрошенных посчитали этот пункт не самым важным.

Следующим по приоритетности после "продолжительности работы по данной специальности" (30%) названы "предыдущие места работы" соискателя (29%) и "наличие хороших рекомендаций" у него (15,4%).
При этом приветствуется и способствует увеличению конкурентоспособности кандидата на рынке труда опыт работы в СМИ (49%), рекламе (21%) и маркетинге (21%). На это указали как состоявшиеся профессионалы, так и студенты.

Участники проекта "Экспертная группа портала Sovetnik.ru" считают, что трудовой путь в PR следует начинать именно в журналистике или государственных структурах, чтобы "приобрести связи". В качестве первого карьерного шага может также выступать и работа в рекламном или PR-агентстве.

Потребность в практических навыках осознают и сами будущие PR-специалисты. Большинство из них стремятся как можно раньше начать трудовую деятельность по профилю (46,1%) и получить более престижное образование (27%).

Несмотря на то, что в основном компании предпочитают нанимать опытных специалистов, многие студенты (48,4%) уже работают. При этом для некоторых при устройстве предварительная практика была необходима, но не сыграла решающей роли (30%), и лишь 20% студентов отметили, что наличие опыта было жестким требованием работодателя. Интересно, что студенты МГИМО этот фактор вообще считают малозначимым, тогда как некоторые их сверстники из МГУ (24%) все-таки обращают на него серьезное внимание.

Часть учащихся получают опыт или даже постоянное место работы через систему вузовской производственной практики. Однако, как показал опрос, лишь один из трех работодателей "открыт для студентов и стремится вырастить своих специалистов". Большая часть компаний (около 50%) стажировки вообще не практикуют, а в 15% из них появление стажера является скорее исключением, чем правилом.

Из всех опрошенных студентов лишь около половины (47,6%) стажировались в PR-агентстве или соответствующем департаменте компании или государственного учреждения. Из них своей практикой остались довольны лишь треть (35%). Чаще всего отмечались следующие недостатки: рутинный характер обязанностей, малая практическая польза для будущей трудовой деятельности (34,5%), незаинтересованность агентств в том, чтобы вырастить своих специалистов (20,5%) и оставить их в штате (8%).

Как показал опрос, для работодателя образование является менее значимым условием, чем наличие опыта: в качестве непременного его отметили лишь 13,4% опрошенных.

Среди PR-специалистов, участвовавших в исследовании, профильное образование имеют 30% респондентов. Часть их (18,7%) окончили факультеты журналистики. Гораздо реже встречаются психологи, социологи и политологи. Многие имеют образование, вообще не связанное с их нынешней профессией: техническое, педагогическое и т.д.

Большинство специалистов (70%) отметили, что известность вуза, который они окончили, или его местонахождение не рассматривались как значимый фактор при их приеме на работу. Лишь для 6% опрошенных, большинство из которых представляют регионы, он имел принципиальный характер. При этом они указывают, что в провинции предпочтение отдается выпускникам государственных, а не коммерческих вузов.

Сами студенты (48%) считают, что МГУ или МГИМО не дают им никакого преимущества перед выпускниками других вузов. Тем не менее среди тех, кто надеется, что имя института сыграет свою положительную роль на собеседовании, больше учащихся МГИМО.

Состоявшиеся специалисты (90%) и студенты (72%) единодушны во мнении, что образования, полученного в вузах, недостаточно для эффективной деятельности, и вследствие этого вторые настроены на то, что "придется еще многому учиться в ходе работы, получать дополнительное образование или идти на тренинги". Причем чем старше курс, тем понимание этого встречается чаще.

Что касается "происхождения" соискателей, то московские участники опроса оказались более толерантными, чем коллеги из регионов. Так, половина столичных респондентов (50%) считают, что "место прописки кандидата не имеет значения", в то время как лишь 38% специалистов из регионов занимают такую же позицию. Там предпочтение в основном отдается "своим".

Гендерный фактор не является решающим при отборе кандидатов на должность PR-специалиста: 73,5% респондентов считают, что пол не играет никакой роли. Но 25% опрошенных указали, что в регионах все-таки чаще отдается предпочтение мужчинам, чем женщинам.

Претендентов на вакантные места агентства и компании чаще всего подбирают через собственные кадровые службы (25%) или по рекомендациям (22,5%). Некоторые компании оставляют в штате стажеров (14%). 12,5% работодателей используют собственный сайт в Интернете, где публикуется список вакансий.

Студенты же при поиске работы в первую очередь обращаются к своим друзьям и знакомым (25%), изучают вакансии приглянувшихся компаний на их сайтах (24%) или звонят в их кадровые службы (21%), а также размещают свои резюме на специализированных сайтах (21%).

PR-специалисты, опираясь на свой опыт или на практику компаний, где они работают, указывают, что, прежде чем быть принятым в компанию, кандидату предстоит пройти "ряд углубленных интервью с несколькими представителями организации" (40,7%) или одно собеседование с работодателем (34,1%). Иногда соискателю предлагается решить практические задачи (16,3%) или подвергнуться психологическому тесту (4%).

На первом собеседовании работодатели в первую очередь обращают внимание на умение грамотно изъясняться (35,5%), стиль поведения (22%) и правильно составленное резюме (14,2%). В нем, несмотря на стандартный перечень успешных проектов, заслуг и обязанностей, должна быть своя "изюминка", за счет которой документ выглядел бы не "слишком формализованным и типичным". Например, для работодателя, вероятно, было бы интересно узнать, почему соискатель хочет работать именно в его компании. Кроме того, необходимо учитывать специфику организации.

Внешний вид и умение адекватно оценивать свои преимущества и недостатки как значимые факторы отметили лишь 10% опрошенных.
Студенты в основном верно предугадывают предпочтения работодателей. Грамотную речь и манеру поведения как основные индикаторы, на которые прежде всего обратят внимание на собеседовании, отметили 22% из них. Кроме того, в качестве дополнительных преимуществ они назвали "толковую самопрезентацию" (20,4%) и хорошие рекомендации (18,4%). Резюме и содержательное портфолио, по мнению студентов, влияют на решение о приеме в штат гораздо в меньшей степени.

По мнению респондентов, чтобы избежать неблагоприятного впечатления о себе у интервьюера, не стоит, с одной стороны, "недооценивать, критиковать себя", а, с другой - вести себя "вызывающе, напористо", "приукрашивать свои возможности" и "завышать свою стоимость". Негативную реакцию могут вызвать и обещания сделать "все и сразу", чрезмерный интерес к заработной плате. Кроме того, перед интервью необходимо четко продумать объяснение причин поиска новой работы, причем негативные отзывы о прежнем руководстве являются отнюдь не лучшим вариантом.

Елена Черкасова, консультант по подбору персонала в сфере рекламы, PR и маркетинга рекрутингового агентства THI Selection: "Часто кандидаты не воспринимают интервью в рекрутинговом агентстве как первый серьезный шаг в процессе поиска работы и поэтому либо плохо готовятся к самой беседе, не продумывают заранее, о чем они хотят сообщить рекрутеру, либо, что тоже случается, отказываются следовать заведенному в агентствах регламенту, например, заполнять анкету.

Любое интервью - это обмен информацией. Анкета позволяет сэкономить время, структурировать сведения о профессиональном опыте человека таким образом, чтобы рекрутер впоследствии смог максимально эффективно представить кандидата клиенту.

Одной из частых ошибок на интервью является неспособность кандидата четко описать круг своих обязанностей и ответственности. Соискатель оперирует общими категориями, в то время как от него ждут фактов. Очень важно четко понимать свои задачи и функции в компании, цель своей работы, ожидания начальства и уметь донести эту информацию до кадрового менеджера.

Нередко в тупик ставит просьба описать свой вклад в развитие компании и конкретные достижения, кроме того, людям нередко сложно отделить себя от коллектива. В результате они начинают говорить о неком общем "МЫ", что совсем не позволяет интервьюеру составить портрет кандидата.

Одной из серьезных проблем является неспособность оценить свои сильные и слабые стороны, качества, которые помогают и мешают в работе. Осознание собственных недостатков расценивается как одно из лучших свидетельств личностной зрелости - людей, способных на такое, уважают, им доверяют. Скрывать слабости бессмысленно, они все равно проявятся, и ошибочно полагать, что, например, заявление "тяжело подниматься по утрам и приезжать на работу к 8.30 утра" может послужить причиной отказа.

Еще до интервью стоит подумать о том, как сформулировать свои представления о будущем месте работы, понять, чем мотивировано желание перемен. Здесь важна искренность и конкретика.

Не учитывается, что другой возможности произвести первое благоприятное впечатление уже не будет. А потому, начиная поиск новой работы, важно понять, чего вы хотите и ищете на самом деле, оценить свои амбиции и достижения, попытаться объяснить себе, что помогает и мешает в работе.

Набор типичных требований к кандидату приблизительно таков: специалист 26-28 лет с опытом работы в сфере PR не менее трех лет, профильным образованием, хорошими коммуникативными навыками, владеющий, как минимум, английским языком, энергичный, стремящийся сделать карьеру. Кроме того, он должен быть благоразумен в своих ожиданиях относительно размера зарплаты и условий труда. Последние могут предполагать как техническую оснащенность рабочего места, так и степень "вменяемости руководства".

Квалифицированный PR-специалист должен обладать, по мнению респондентов, и определенными личностными характеристиками. Прежде всего это коммуникабельность, креативность и нестандартность мышления. Вследствие высокой загруженности и напряженности работы от PR-специалистов требуются выносливость и стрессоустойчивость. Кроме того, как очень важные качества были отмечены способности к обучению, организаторские способности и аналитический склад ума".

В сухом остатке

Итак, чтобы получить должность PR-специалиста, надо обладать достаточным опытом работы в этой сфере, иметь в послужном списке известные и уважаемые компании, успеть потрудиться в СМИ или рекламном агентстве. Однако найти организацию, которая взяла бы начинающего пиарщика попрактиковаться, довольно сложно. Даже если это удается, надо быть готовым к тому, что порученная работа окажется рутинной, а руководство не проявит заинтересованности в успехах нового сотрудника.

Тем, кто ищет работу, стоит обратить внимание на PR-агентства, именно там чаще всего пополняются кадры. Меньше всего шансов попасть в агентство полного цикла, здесь набор новых сотрудников происходит раз в несколько лет.

Соискателям не стоит особо волноваться по поводу того, какой вуз или факультет они окончили, где прописаны и к какому полу принадлежат. На это работодатели обращают мало внимания.

Проще всего будет найти работу через кадровую службу приглянувшейся компании или по знакомству.
В компании, заинтересовавшейся резюме кандидата, его ждут углубленные интервью с несколькими представителями организации или беседа с руководством. Благоприятное впечатление на принимающую сторону произведут грамотная речь и достойное поведение, а обещания "золотых гор", хвастовство и обсуждение зарплаты может очень не понравиться.

Стоит готовиться к тому, что после трудоустройства придется опять учиться, получать дополнительное образование, повышать квалификацию и т.д.

Евгения Коган
sovetnik.ru

назад

Выскажите свое мнение

Добавить свое сообщение

Имя (Ник) *:  
E-mail:  
Сообщение *:


Озон

Рассылка 'Новости портала "Клуб рекламодателей Санкт-Петербурга"'