В России рассматривается возможность введения обязательного Единого государственного экзамена (ЕГЭ) по истории для выпускников, поступающих на гуманитарные и социально-экономические специальности в высшие учебные заведения. Это предложение было поддержано Президентом Владимиром Путиным на встрече с авторами учебников истории 22 июня, где его озвучил ректор МГИМО Анатолий Торкунов.
Анатолий Торкунов отметил, что в настоящее время экзамен по обществознанию выбирают 46% выпускников, при этом социологические исследования указывают на невысокий уровень знаний по истории среди школьников и абитуриентов. Президент отреагировал на предложение, вспомнив свой студенческий опыт: «Хорошо. Я сдавал историю когда-то, когда поступал в университет».
Редакция Бизнес ФМ решила выяснить у школьных учителей, насколько обоснованным является такое требование для всех гуманитарных направлений, включая экономику и менеджмент, и не приведет ли это к чрезмерной нагрузке на выпускников.
Григорий Назаров, учитель истории и обществознания гимназии № 9 города Химки:
«Будущий психолог, возможно, поначалу не видит прямой связи между историей и своей специализацией, считая обществознание более актуальным инструментом. Однако история России дает необходимое теоретическое понимание будущей профессии. Помимо детального изучения истории развития психологии, анализ действий исторических личностей может продемонстрировать работу тех или иных психологических механизмов. Например, ситуация с Екатериной II, оказавшейся перед выбором между подчинением мужу Петру III с последующим уходом в монастырь и организацией переворота для захвата власти, является ярким примером моральной дилеммы»».
Константин Тхостов, директор Санкт-Петербургского лицея № 369, член Общественной палаты Санкт-Петербурга:
Законодательно закреплена необходимость сдачи трех экзаменов для поступления. Это, как правило, русский язык, история, иностранный язык или обществознание, а также базовая математика для тех направлений, где профильная математика не требуется. Поэтому, на мой взгляд, это не вызовет перегрузки, если только сами родители не будут создавать ее, полагая, что репетитор — единственный путь к успеху.
— А для специальностей, связанных с экономикой и менеджментом, действительно ли обязателен ЕГЭ по истории?
Если мы говорим об экономике как дисциплине, где важны математические знания, то при выборе третьего предмета после русского и математики между обществознанием и историей, я считаю историю, возможно, более важной. В советское время при поступлении в вузы требовалось сдавать именно историю, не обществознание. По сути, мы возвращаемся к прежней практике.
Дмитрий Лутовинов, учитель года России — 2022, учитель истории и обществознания средней общеобразовательной школы № 16 городского округа Орехово-Зуево:
«Выпускники должны обладать хорошими знаниями по истории своей страны. Возможно, это касается не только гуманитариев, но и всех без исключения. Можно было бы ввести разные уровни экзамена, как по математике: профильный — для поступающих на исторические направления, и базовый — для всех остальных, чтобы обеспечить получение основных знаний. Я понимаю, что для учеников это будет дополнительным стрессом и нагрузкой, но считаю, что к базовому уровню можно подготовиться самостоятельно. Каждый выпускник должен знать историю своей страны, знать, кто такой Юрий Гагарин. К сожалению, иногда приходится сталкиваться с тем, что школьники этого не знают»».
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) уже подтвердила свою готовность к возможному проведению обязательного ЕГЭ по истории.