Ср. Сен 24th, 2025

Активная фаза отражения атак дронов: ПВО Москвы и тактика аэростатов

С вечера прошлого дня над Московским регионом было сбито 46 беспилотников. Источники сообщают о возможном изменении тактики украинских вооруженных сил, заключающейся в массовом применении аэростатов при атаках. В связи с этими событиями в московских аэропортах было задержано или отменено более 200 рейсов, а аэропорт Шереметьево временно прекращал работу поздно вечером.

Радар ПВО
Фото: Александр Река/ТАСС

Обновлено в 13:37

Массированная атака беспилотников на Москву продолжается со вчерашнего вечера. По словам мэра Москвы Сергея Собянина, с начала атаки в 19:30 на подлете к столице было перехвачено 36 БПЛА, всего сбито более 30 дронов.

В результате масштабной атаки беспилотных летательных аппаратов на московский регион, более 200 авиарейсов были задержаны или отменены. Вечером столичный аэропорт Шереметьево был временно закрыт, что привело к перенаправлению некоторых самолетов на запасные аэродромы. Авиакомпания «Аэрофлот» скорректировала свое расписание, но планирует вернуться к нормальной работе к концу дня. Пассажирам, вылетающим из Шереметьева, рекомендуется прибывать заранее из-за увеличенных очередей на досмотре.

По данным РБК со ссылкой на источники в Министерстве обороны, одной из особенностей ночной атаки стало применение воздушных шаров, или аэростатов. Хотя подобные случаи уже фиксировались, их использование в таком масштабе считается новой тактикой, как отмечает военный эксперт и редактор журнала «Новый оборонный заказ» Дмитрий Корнев:

«Воздушные шары не могут использоваться, потому что нет возможности управлять ветром. Понятно, что это оружие либо психологического воздействия, либо воздействия на территорию, либо, и, скорее всего, постановка помех. Шары обнаруживаются средствами ПВО, плюс, если на эти шары нанесено металлизированное покрытие, то они обнаруживаются на большом расстоянии локаторами, радарами систем ПВО. Их отслеживают, отвлекаются на них, а в это время на низких высотах проходят беспилотники, тяжелые дроны, еще что-то. То, что шары обнаружены над Белгородской областью, над приграничными регионами, может говорить о том, что они были использованы для прорыва в Московскую область дронами самолетного типа, которые сегодня именно ночью атаковали столицу и ближайшие регионы. Может быть, как средство прикрытия этого прорыва дронов были использованы шары с металлизированным покрытием, которые до сих пор находятся в воздухе и уничтожение которых может еще до сих пор продолжаться. Кроме этого, нельзя исключать того, что каждый такой шар может нести какой-то заряд — такие случаи были. К сожалению, поступали аэростаты, в том числе со взрывчаткой, на территорию Российской Федерации. Информации по сегодняшней ситуации пока не хватает, но технически такое возможно».

Дмитрий Корнев, редактор журнала «Новый оборонный заказ»

Жители различных районов — Красногорска (запад), Зюзина, Солнцева (юго-запад) и Реутова (восток) — сообщали о звуках взрывов. В Реутове, на улице Строителей, упавшие обломки повредили четыре автомобиля. На месте происшествия работают экстренные службы. Глеб Виленский, член совета директоров группы содействия «Дельта», прокомментировал условия получения выплат владельцами пострадавших транспортных средств:

«Обязательному страхованию повреждения беспилотниками и остальными не транспортными средствами не покрываются по каско. Это зависит от того, что написано в конкретном полисе того или иного человека. Есть страховые компании, которые покрывают этот риск, а есть те, которые не покрывают. Поэтому универсального ответа нет, надо смотреть документы конкретного владельца автомобиля. На будущее хочу отметить, что, если бы я был на месте жителя, допустим, Белгорода, я бы искал специально страховую компанию, которая, например, как отдельную опцию к договору страхования каско будет покрывать этот риск. Потому что в наших условиях надо признать, что такая опасность реально существует, восстановление автомобиля в этих случаях обходится дорого. Есть страны, где подобные риски тоже высокие, там это вообще не относится к частному страхованию, там подобного рода вещи, если можно так сказать, страхуются государством, то есть выплата происходит по тем же принципам, что и страховка, но со стороны государства. И это снимает чрезмерную нагрузку и риски со страховых компаний, с одной стороны, а с другой стороны, делает уверенными всех автовладельцев, что если рядом что-то бумкнет, они не останутся один на один со своей бедой».

Глеб Виленский, член совета директоров группы содействия «Дельта»

Ситуацию дополнительно разъяснил Алексей Гавришев, адвокат и управляющий партнер AVG Legal:

«Каско — самый простой способ, но у каско есть некоторые исключения, они связаны с тем, что не все виды полисов по ущербу предполагают участие автомобиля или иного имущества в боевых действиях, если речь идет о военных, чрезвычайных ситуациях и так далее, они очень часто мелким шрифтом не включены. В ряде полисов существуют такие понятия, как «падение предметов», в том числе обломков летательных аппаратов, это есть в каско, но нет связанных с боевыми действиями событий. В тех же случаях, когда это предусмотрено полисом, там проблем не будет, можно получить возмещение. Что касается отдельных региональных регулирований, это второй сценарий, в регионах, которые находятся в приграничных зонах или высокорискованных территориях, своя политика, она официально подтверждена, там значительные суммы компенсаций. Единственное, на что стоит обращать внимание, — на фиксацию событий, в результате чего произошло. Необходимо вызывать сотрудников, фиксировать, как произошло, при каких обстоятельствах, и тогда проблем с возмещением не будет, практика положительная, а о серьезных проблемах не знаем, при надлежащем фиксировании всех событий. Что касается внезапностей на территориях или регионах, где нет таких специальных программ, то там в любом случае можно обращаться либо с гражданским иском — это наименее перспективный сценарий, вероятность отказа очень велика. И необходимо обращаться в межведомственные комиссии, они везде есть, для рассмотрения вопроса, в результате чего был нанесен ущерб, и пытаться решить вопрос в досудебном порядке через всевозможные комиссии и комитеты. Механизм такой существует, нужно писать необходимые обращения, в зависимости от регионов, лучше решать это в досудебном порядке, это будет в любом случае индивидуально. Могут возникнуть расхождения по суммам, которые уже в последующем будет необходимо доказывать в суде, но начинать в любом случае в досудебном порядке».

Алексей Гавришев, адвокат, управляющий партнер AVG Legal

Временно были закрыты аэропорты Казани и Нижнекамска. МЧС предупредило о возможной угрозе атак БПЛА в Казани, Нижнекамске, Елабуге и Альметьевске. Между тем, ограничения, введенные ночью в аэропортах Самары, Саратова и Геленджика, уже сняты. Движение по Крымскому мосту, приостановленное в 6:40 утра, возобновлено. Министерство обороны РФ заявило об уничтожении 69 украинских дронов за ночь над десятью российскими регионами.

By Дмитрий Верхов

Дмитрий Верхов - экономический обозреватель из Екатеринбурга с опытом работы в федеральных СМИ. Фокусируется на анализе экономических тенденций и технологических инноваций.

Related Post