Исследование «СберИндекса» показало разрыв в тратах жителей Дальнего Востока до 2,5 раза.
Комплексный анализ потребительского поведения
Лаборатория «СберИндекс» провела масштабное исследование потребительского поведения населения в административных центрах Дальневосточного федерального округа. Анализ, приуроченный к десятому Восточному экономическому форуму, базировался на транзакционных данных, обработанных с использованием графовых нейронных сетей. В выборку включены одиннадцать городов: Владивосток, Хабаровск, Улан-Удэ, Якутск, Чита, Благовещенск, Южно-Сахалинск, Петропавловск-Камчатский, Магадан, Биробиджан и Анадырь. Исследование охватывало период с мая по июль 2025 года.
Существенное расслоение в расходах населения
Эксперты разработали поведенческие профили жителей и идентифицировали группы потребителей с похожей структурой расходов. Главным открытием стала значительная разница в объёмах потребления между различными слоями населения в пределах одного города. Например, в Чите медианные ежемесячные траты 13% наиболее обеспеченных горожан составили 81 тысячу рублей, в то время как у 7% наименее обеспеченного населения этот показатель не превышал 35 тысяч рублей. В Хабаровске сопоставимые данные зафиксированы на уровне 60 тысяч и 26 тысяч рублей для 15% и 30% населения соответственно. Таким образом, даже внутри одного населённого пункта различия в потребительских привычках могут быть более чем двукратными.
«В большинстве городов Дальнего Востока преобладает консервативный тип потребителей с умеренными расходами, предпочитающих локальное потребление, — отметила Дарья Цыплакова, управляющий директор и глава лаборатории «СберИндекс». — Эти жители чаще всего совершают покупки в одних и тех же торговых точках, а основная часть их бюджета уходит на жизненно важные нужды: продукты питания, жилищно-коммунальные услуги и медикаменты».
По её данным, данная группа составляет 34% населения Анадыря, 17% Хабаровска, 14% Благовещенска, 15% Якутска, 12% Улан-Удэ и по 11% во Владивостоке и Южно-Сахалинске. Несмотря на то, что ограниченная физическая мобильность способствует росту интереса к онлайн-торговле, невысокий уровень доходов является основным препятствием для полноценного перехода на этот вид потребления.
Проникновение и потенциал онлайн-торговли
Исследование показало, что уровень проникновения онлайн-торговли в городах округа в целом схож. Около четверти всех потребительских расходов в Магадане, Биробиджане, Чите, Владивостоке, Анадыре и Хабаровске приходятся на покупки через интернет. Наименьшая доля онлайн-трат наблюдается в Улан-Удэ и Якутске.
Тем не менее, даже в крупнейших населённых пунктах региона сохраняется существенный потенциал для развития онлайн-каналов. Например, в Южно-Сахалинске 33% потребителей с высоким и разнообразным уровнем расходов по-прежнему предпочитают офлайн-покупки. В Благовещенске этот показатель составляет 23%, а в Улан-Удэ — 8%.
Структура расходов и региональные особенности
В структуре потребительских расходов дальневосточников заметную долю занимают маркетплейсы (12%), предприятия общественного питания (8%), магазины алкогольной продукции (5%) и одежда (4%). При этом, категории населения с высоким уровнем доходов тратят до 64% своего бюджета на товары и услуги, не являющиеся предметами первой необходимости, тогда как у групп с низкими доходами эта доля составляет 45%.
Анализ также выявил ряд уникальных региональных особенностей. В Анадыре универсальные магазины привлекают до 18% всех потребительских расходов, тогда как в других городах региона доминируют маркетплейсы. В Благовещенске высокодоходные группы населения выделяют до 18% бюджета на медицинские услуги, а в Якутске — до 8% на приобретение бытовой техники.
Лояльность к торговым точкам и потребительская мобильность
Выявлена обратная зависимость уровня лояльности к торговым точкам от размера города. Наименьшая стабильность потребительских предпочтений отмечена в крупных центрах: Якутске, Улан-Удэ и Владивостоке (за исключением Хабаровска). В то же время, максимальная лояльность характерна для небольших административных центров с ограниченным ассортиментом, таких как Анадырь, Биробиджан и Магадан.
В пятёрку лидеров по уровню потребительской мобильности вошли Владивосток, Магадан, Хабаровск, Петропавловск-Камчатский и Биробиджан. Эти города отличаются более высокими расходами, широким спектром посещаемых торговых объектов и значительной долей необязательных покупок. Аналитики подчёркивают, что в таких условиях онлайн-каналы не вытесняют, а скорее дополняют традиционное офлайн-потребление, предоставляя жителям больше возможностей для выбора и оптимизации затрат.
Наименьшей мобильностью характеризуются Улан-Удэ, Чита и Анадырь. При этом внутри каждого города также наблюдаются заметные различия в мобильности. Например, 42% населения Магадана составляют немобильные потребители с относительно скромными офлайн-тратами. В Чите, несмотря на общую невысокую мобильность, выделяется 17% молодого населения, активно использующего онлайн-потребление.
Предпочтения в транспорте
Большинство жителей региональных столиц Дальнего Востока отдают предпочтение личному автомобилю, который используется представителями различных возрастных и социальных групп. Расходы на транспорт в среднем достигают 16%. Сервисами такси и каршеринга в основном пользуются молодые и высокомобильные граждане: в Чите на эти услуги приходится до 14% трат, в Магадане — до 12%. Общественный транспорт наиболее популярен среди жителей с низкими и средними доходами, при этом доля таких расходов не превышает 6%.