
Антон Алексеев. Архивное фото
Участие в МТК-2025 и национальном проекте «Космос»
— Расскажите о вашем участии в МТК-2025.
— «Новый космос» специализируется на разработке радиолокационных систем для беспилотных летательных аппаратов, а также для космического и наземного применения. Мы также предоставляем услуги по тематической обработке спутниковых данных. Благодаря новому раунду инвестиций, полученному в середине 2024 года, наша исследовательская и опытно-конструкторская деятельность значительно активизировалась.
— На Международном технологическом конгрессе наша компания впервые представила собственный выставочный стенд. Мы активно участвовали в дискуссиях о развитии Северного морского пути, обменивались опытом с представителями дружественных государств и демонстрировали наши инновационные разработки для наземного, воздушного и космического применения. Значимым событием стало наше участие в совещании Госкорпорации «Роскосмос» по формированию рынка дистанционного зондирования Земли, а также в сессии Минэкономразвития РФ, посвященной расширению рынков в рамках ШОС и БРИКС. Кроме того, я выступил в качестве модератора и докладчика на открытом заседании рабочей группы Минпромторга России по развитию спутникостроения.
— Какова роль вашей компании в реализации задач нового национального проекта «Космос»?
— Мы принимали участие в формировании национального проекта и его федеральных составляющих как эксперты отрасли. В настоящее время мы входим в совет по развитию рынка, сформированный «Роскосмосом» в рамках нацпроекта. Наша ключевая и наиболее ответственная задача — быть соисполнителями федерального проекта «Связь и дистанционное зондирование Земли». Мы работаем над созданием радиолокационного спутника «Окулус», призванного усилить технологический суверенитет России. Надеемся, что в ближайшие годы сможем с гордостью заявить о нашем вкладе в независимость страны в космической сфере.
Разработка спутника «Окулус» и планы группировки
— Каков текущий прогресс в разработке спутника?
— В данный момент завершается доработка предварительного проекта и утверждено техническое задание для полезной нагрузки — радара. Мы приступили к экспериментальной фазе с ключевым компонентом спутника — активной фазированной антенной решеткой (АФАР). Ожидаем, что в течение ближайших шести месяцев представим важные результаты испытаний, подтверждающие нашу технологическую компетентность, в дополнение к уже имеющимся достижениям в области радарных систем для беспилотников.
— После создания отдельных компонентов АФАР мы приступим к сборке полноценного прототипа. Как только радар будет готов, следующим этапом станет разработка спутниковой платформы, ее настройка, сборка и, наконец, запуск аппарата. Все предварительные расчеты, технические предложения и концепция космического аппарата уже заложены в аванпроекте. Благодаря привлеченным инвестициям у нас появилась возможность значительно ускорить темпы разработки.
— Изначально мы предполагали, что запуск спутника возможен в течение трех лет с начала активной фазы проекта. Теперь, с осторожным оптимизмом, могу заявить о возможности существенного сокращения этих сроков, что позволит подготовить аппарат к запуску уже к 2028 году.
— Когда планируется развернуть полноценную группировку из 12 спутников?
— Создание двенадцати космических аппаратов — это амбициозная цель, которая позволит обеспечить высокую оперативность получения радарных данных. В перспективе мы стремимся к группировке из 20 и более спутников. Такая система сможет обеспечить, например, непрерывный радарный мониторинг всего Северного морского пути.
— Ведущие зарубежные игроки на рынке из недружественных стран располагают группировками от 10 до 40 аппаратов. Размер нашей группировки будет, естественно, зависеть от финансовых поступлений, но согласно базовому плану проекта «Окулус», большая часть средств будет направлена на её расширение. По нашим оценкам, один спутник сможет обновлять информацию по всему Севморпути каждые 2,5 суток, а при наличии шести аппаратов этот цикл сократится до 6,5 часов.
— Мы также активно работаем над созданием собственной информационной инфраструктуры и программного обеспечения. Первый прототип платформы для заказа спутниковых снимков уже доступен на нашем веб-сайте. В планах — внедрение модулей для специализированной обработки изображений в соответствии с потребностями клиентов.
— Предусмотрена ли интеграция вашей платформы с системой «Роскосмоса», которая управляет единым фондом данных ДЗЗ?
— В рамках национального проекта «Роскосмос» получит бюджет для сбора запросов от министерств и ведомств на спутниковую съемку и для закупки изображений как у государственных, так и у частных поставщиков. Таким образом, «Роскосмос» является одним из наших потенциальных клиентов.
— При этом действующее законодательство позволяет министерствам и ведомствам самостоятельно осуществлять закупки услуг, включая анализ данных дистанционного зондирования Земли. К другим потребителям относятся предприятия нефтегазовой отрасли и пользователи Северного морского пути. Важно отметить, что клиентам зачастую требуются не просто снимки, а готовые аналитические данные, например, о масштабах вырубки лесов, размерах нефтяных разливов или зонах просадки вечной мерзлоты.
Радиолокатор «Аргос» для беспилотников и наземных комплексов
— Можете ли вы рассказать о радиолокаторе с синтезированной апертурой «Аргос»?
— Проект «Аргос» стал логичным развитием нашей основной деятельности. Чтобы продемонстрировать инвесторам наши возможности в области СВЧ-технологий, а также отвечая на запросы потребителей, мы приняли решение разработать радиолокатор для беспилотных летательных аппаратов.
— Хотя подобные радиолокаторы существуют в мире, в России предпринимались лишь отдельные попытки их создания, но полноценных серийных комплексных продуктов на рынке нет. Некоторые разработчики создавали радары, но не доводили их до серийного производства, другие собирали экспериментальные беспилотники, но проекты сворачивались после начальных этапов.
— Мы уже имеем два действующих контракта на нашу продукцию. Более того, в текущем году мы планируем представить беспилотный летательный аппарат самолетного типа с функцией вертикального взлета и посадки (VTOL). Эта технология востребована рядом заказчиков для мониторинга обширных территорий. Как и на спутнике, радиолокатор для БПЛА способен формировать изображение для принятия решений в любое время суток и при любых погодных условиях. Данный беспилотник обладает значительным экспортным потенциалом. Возможно, доходы от проекта «Аргос» позволят нам привлечь дополнительные средства для развития наших спутниковых технологий.
— Каков уровень локализации производства беспилотника?
— Создание первого образца было осуществлено при поддержке партнера, с которым мы совместно дорабатывали прототип. СВЧ-блок и антенна — это наши полностью оригинальные разработки, защищенные соответствующей интеллектуальной собственностью. Хотя некоторые мелкие микроэлектронные компоненты импортируются, пайка и сборка плат производятся нами. Таким образом, полезная нагрузка имеет очень высокий уровень локализации.
— Что касается самого БПЛА, то впоследствии мы модернизировали и его конструкцию, активно развивая компетенции в этом направлении. Благодаря этому, «Аргос» фактически стал самостоятельным продуктом. Следует отметить, что полетный контроллер и двигатели для пропеллеров поставляются из дружественных стран.
— В отношении VTOL-аппаратов, мы не стремимся развивать собственные компетенции в области авиастроения, поэтому сейчас активно ищем партнера и готовое решение для дальнейшей адаптации и доработки.
— Сколько беспилотных аппаратов планируется произвести по этим двум контрактам?
— Мы говорим о нескольких единицах беспилотников, оснащенных радиолокаторами Х-диапазона, предназначенных для мониторинга объектов линейной и строительной инфраструктуры.
— Ещё одно значимое направление в развитии радиолокационных технологий — это создание радиолокатора для наземного комплекса (GBSAR), предназначенного для геотехнического мониторинга карьеров. Мы заключили соглашение и сформировали совместное дочернее предприятие с компанией «ГЕОСУППОРТ» — ведущим игроком на российском рынке геотехнического мониторинга карьеров.
— Совместная компания уже функционирует, и первый образец продукта успешно прошел полевые испытания на карьере в Ростовской области при содействии Донского государственного технического университета. Планируется, что инструмент геотехнического мониторинга, основанный на радиолокационных технологиях, будет представлен в 2026 году.
— Разработка карьеров сопряжена с рисками обвалов, что может привести к потере дорогостоящего оборудования и, главное, угрожать жизни и здоровью персонала. Из-за большей глубины карьеров по сравнению с обычным рельефом местности, там часто образуются туманы. В таких условиях традиционные технологии, например, LiDAR, становятся неэффективными, что делает радиолокацию идеальным решением для обеспечения безопасности и мониторинга.
Будущее частной космонавтики в России
— Сколько частных спутников и космических компаний, по вашему мнению, необходимо России?
— Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо рассмотреть различные направления, доступные для частных компаний в космической отрасли. Это включает в себя различные типы связи — широкополосную, узкополосную, а также геостационарные и низкоорбитальные спутники, предназначенные для «интернета вещей» и других целей. Кроме того, активно развивается конкуренция в сфере дистанционного зондирования Земли, особенно в оптическом диапазоне. Существует также радиолокационная съемка, климатические исследования, ракетостроение, проекты орбитальных станций, космический туризм и многое другое.
— Мы не видим прямой конкуренции с радиолокационными спутниками «Роскосмоса», поскольку их формат и задачи отличаются. Эксперты оценивают ежегодную потребность российских ведомств в спутниковой радиолокационной съемке в несколько миллиардов квадратных километров, и этот объем может быть обеспечен только значительным количеством аппаратов. Следовательно, чем больше радиолокационных спутников (SAR) будет запущено, тем крепче станет наш национальный суверенитет.
— В настоящее время в России отсутствуют другие активные проекты частных компаний по созданию спутников радиолокационного дистанционного зондирования Земли. Однако, если такие проекты появятся, дублирования усилий не будет, напротив, мы будем готовы оказать содействие нашей экспертизой.
— В сегменте оптического дистанционного зондирования Земли существует собственная конкурентная среда, которая также делится на подсегменты. Их можно условно классифицировать по разрешению: высокодетальная съемка (менее полуметра), съемка с разрешением от 0,5 до 1 метра, от 1 до 10 метров и так далее. Каждый из этих сегментов ориентирован на решение определённых прикладных задач.
— Что касается числа частных космических компаний, то на сегодняшний день активно действуют примерно 10-15. Если же учесть также разработчиков БПЛА, IT-сегменты, включая обработку и хранение данных ДЗЗ, спутниковую связь и сопутствующие сервисы, общее количество компаний может достигать 150-300.
— Для оценки необходимого количества компаний стоит обратить внимание на пример Китая, где в этой отрасли активно работают более 500 участников. В 2014 году Государственный совет КНР выпустил «Документ 60», который не только открыл космическую индустрию для частных инвестиций, но и обеспечил доступ к испытательным полигонам, технологиям и наземной космической инфраструктуре. В результате, Китай достиг впечатляющих результатов в этом направлении на мировом уровне.