На фоне текущего конфликта на Украине возникли предположения о возможном появлении в распоряжении Вооруженных сил Украины (ВСУ) истребителей МиГ-29 советского производства, ранее принадлежавших Азербайджану. По мнению экспертов, подтверждение этой информации повлечет за собой серьезные последствия для России.
Четвертого сентября американский аналитический портал The War Zone (TWZ) сообщил о распространении в социальных сетях фотографий украинского истребителя МиГ-29, окрашенного в характерные для ВВС Азербайджана синие, серые и фиолетово-серые тона. Самолет на снимках был оснащен ракетами класса «воздух-воздух» Р-27 и Р-73, что свидетельствует о его боеготовности.

Хотя авторы TWZ не исключают возможности фальсификации снимка, они отмечают отсутствие убедительных доказательств такого рода. По информации портала, Азербайджан приобрел порядка 15 подержанных МиГ-29 у Украины в 2007 году. С 2017 года эти машины проходили капитальный ремонт во Львове. На данный момент статус передачи этих самолетов Киеву (официальная передача, продажа или безвозмездный возврат) остается неясным.
Потенциальные последствия передачи Азербайджаном МиГ-29 Украине
Военный эксперт Юрий Кнутов предположил, что Азербайджан мог принять решение о передаче истребителей в связи с планами по обновлению своего авиапарка и закупке американских F-16. В этом контексте, по его словам, Баку мог бы аргументировать свои действия возвратом Украине ее же самолетов.
Кнутов считает, что речь может идти о двух-трех единицах МиГ-29. Теоретически, их транспортировка на Украину могла осуществляться через Турцию, в морских контейнерах, со снятыми крыльями.
Кнутов предупредил, что усиление украинской боевой авиации затруднит продвижение российских войск. Особую опасность представляют новые авиабомбы с универсальными модулями планирования и коррекции, способные поражать цели на расстоянии до 60 километров. Истребители МиГ-29 могут служить носителями таких боеприпасов.
«В сложившейся ситуации ключевой задачей является обнаружение мест базирования украинских самолетов, включая МиГ-29, F-16 и Mirage 2000-5, и их последующее уничтожение. Разведка будет играть здесь решающую роль»
Реакция России на предполагаемое появление азербайджанских МиГ-29 на Украине
Андрей Колесник, член комитета Госдумы по обороне, прокомментировал ситуацию, заявив, что Москва намерена выяснить обстоятельства возможного появления азербайджанских истребителей у Киева.
«Истребители могли быть переданы различными способами, поскольку существуют разнообразные логистические схемы. Полагаю, что дипломатические службы должны тщательно разобраться в этой ситуации»
По оценкам заслуженного летчика России Владимира Попова, к концу августа на вооружении Украины имелось от 18 до 25 истребителей МиГ-29, а также ограниченное число Су-27. Часть этих самолетов требовала ремонта, однако Киев способен осуществлять восстановление техники как самостоятельно, так и при содействии западных партнеров.
Точное количество советских истребителей, находящихся в настоящее время на вооружении ВСУ, не уточняется.
История сделки по МиГ-29 между Киевом и Баку
По данным аналитического блога bmpd в LiveJournal, первый крупный контракт на поставку МиГ-29 был подписан в ноябре 2005 года. В рамках соглашения Министерство обороны Азербайджана приобрело у украинского концерна «Укрспецэкспорт» 12 капитально отремонтированных истребителей МиГ-29 и два учебно-боевых МиГ-29УБ, общей стоимостью свыше 55 миллионов долларов. Самолеты, выпущенные в 1987–1988 годах, были поставлены Азербайджану в 2006–2007 годах.

Вскоре после поставки, в январе 2008 года, один из учебно-боевых МиГ-29 (бортовой номер «20») потерпел крушение, оба пилота погибли. Украина поставила замену только через год. В 2011 году Азербайджан дополнительно закупил еще один МиГ-29УБ. Комплект поставки также включал пилотный тренажер «Сокол-КТС», учебный класс, 95 новых ракет Р-27 и прочее сопутствующее оборудование.
По данным из открытых источников, в 2018 году не менее трех истребителей МиГ-29 прошли ремонт на Львовском государственном авиационном ремонтном заводе. Эти самолеты относились к 411-й авиационной эскадрилье и базировались на аэродроме Насосная.

Разработка Украиной аналогов российских УМПК
Эксперты выражают обеспокоенность активной разработкой Украиной собственных аналогов российских управляемых модулей планирования и коррекции (УМПК). Журналисты TWZ сообщали о создании украинскими конструкторами 500-килограммовых планирующих боеприпасов со складными крыльями. Заявленная дальность их действия составляет до 60 километров, что меньше, чем у российских аналогов (до 74 километров).
Американский обозреватель Томас Ньюдик полагает, что Украина стремится уменьшить зависимость от западных поставок вооружений и одновременно повысить точность своего оружия, в том числе за счет использования французских технологий наведения, отличающихся повышенной устойчивостью к радиоэлектронному подавлению.