Пн. Сен 22nd, 2025

Азербайджанские МиГ-29 в украинских ВВС: Что известно о возможном возвращении истребителей, купленных у Киева 20 лет назад?

На фоне продолжающегося конфликта в Украине возникли сообщения о потенциальном появлении советских истребителей МиГ-29, ранее принадлежавших Азербайджану, в составе Вооруженных сил Украины. Эксперты считают, что если эта информация подтвердится, для России такой поворот событий может повлечь за собой серьезные последствия.

4 сентября американский аналитический портал The War Zone (TWZ) сообщил о распространении в социальных сетях фотографий украинского МиГ-29. Отмечалось, что самолет имел характерную для азербайджанских ВВС окраску в синих, серых и фиолетово-серых тонах. Изображения демонстрировали истребитель, оснащенный ракетами класса «воздух-воздух» Р-27 и Р-73, что свидетельствует о его полной боеготовности.

Украинский МиГ-29 в азербайджанской окраске
Фото: Gleb Garanich / Reuters

Хотя авторы TWZ не исключили возможность фальсификации снимка, они подчеркнули отсутствие убедительных доказательств в пользу этого. По данным портала, Азербайджан приобрел около 15 подержанных МиГ-29 у Украины еще в 2007 году. С 2017 года эти истребители проходили капитальный ремонт во Львове. На данный момент остается неясным, были ли эти самолеты официально переданы Киеву, проданы или же возвращены безвозмездно.

Возможные последствия возвращения Азербайджаном старых МиГ-29 Украине

Военный эксперт Юрий Кнутов предположил, что решение Азербайджана о передаче истребителей могло быть связано с планами Баку по обновлению своего авиапарка за счет американских F-16. В таком случае, по мнению Кнутова, Азербайджан мог бы аргументировать свои действия тем, что он просто вернул Украине ее же самолеты.

Эксперт не исключил, что речь может идти о двух-трех истребителях МиГ-29, которые теоретически могли быть доставлены в Украину через Турцию, разобранными (со снятыми крыльями) и упакованными в морские контейнеры.

Кнутов также предупредил, что усиление украинской боевой авиации способно усложнить продвижение российских войск. Особую опасность представляют новые авиабомбы, оснащенные универсальными модулями планирования и коррекции, чья дальность полета может достигать 60 километров. Именно МиГ-29 могут служить носителями таких боеприпасов.

В этой связи важной задачей становится вычисление места базирования украинских самолетов и их уничтожение. Это касается и МиГ-29, и F-16, и Mirage 2000-5. И тут большую роль сыграет разведка.

Юрий Кнутов, военный эксперт

Реакция России на предполагаемое попадание МиГ-29 из Азербайджана в Украину

Член комитета Госдумы по обороне Андрей Колесник также прокомментировал ситуацию. В интервью он сообщил, что Москва намерена выяснить обстоятельства, при которых азербайджанские истребители могли оказаться в распоряжении Киева.

Попасть могли [истребители] любым путем. Разные логистические цепочки построены. Я думаю, дипломаты должны разбираться в этой истории.

Андрей Колесник, член комитета Госдумы по обороне

При этом, по оценке заслуженного летчика России Владимира Попова, к концу августа на вооружении Украины оставалось ориентировочно от 18 до 25 истребителей МиГ-29, а также небольшое количество Су-27. Некоторые из этих машин требуют ремонта, но Киев имеет возможности для их восстановления как собственными силами, так и при поддержке западных партнеров.

Точное количество советских истребителей, находящихся в настоящее время на вооружении ВСУ, не уточняется.

Детали сделки по МиГ-29 между Киевом и Баку

Согласно информации, опубликованной bmpd в LiveJournal, первый значительный контракт был подписан в ноябре 2005 года. В его рамках Министерство обороны Азербайджана приобрело у украинского концерна «Укрспецэкспорт» 12 капитально отремонтированных истребителей МиГ-29 и два учебно-боевых МиГ-29УБ. Общая сумма сделки превысила 55 миллионов долларов. Самолеты, произведенные в 1987–1988 годах, были поставлены Азербайджану в 2006–2007 годах.

Истребители МиГ-29 на аэродроме
Фото: Gleb Garanich / Reuters

Вскоре после поставки, в январе 2008 года, один из учебно-боевых МиГов (с бортовым номером «20») потерпел крушение, оба пилота погибли. Украина поставила замену этому самолету лишь спустя год, а в 2011 году Азербайджан дополнительно закупил еще один МиГ-29УБ. Помимо истребителей, в комплект поставки входили тренажер «Сокол-КТС», учебный класс, 95 новых ракет Р-27 и другое сопутствующее оборудование.

Открытые источники также указывают, что в 2018 году не менее трех МиГ-29 прошли ремонт на Львовском государственном авиационном ремонтном заводе. Эти самолеты ранее входили в состав 411-й авиационной эскадрильи и базировались на аэродроме Насосная.

Информация о разработке украинских аналогов российских УМПК

Дополнительный повод для беспокойства экспертов вызывает активное развитие Украиной собственных аналогов российских управляемых модулей планирования и коррекции (УМПК). Журналисты TWZ сообщали, что украинские конструкторы разработали планирующие боеприпасы весом 500 килограммов, оснащенные складными крыльями. Их текущая дальность действия оценивается в 60 километров, что несколько меньше российских образцов, способных поражать цели на расстоянии до 74 километров.

Американский обозреватель Томас Ньюдик высказал мнение, что Украина стремится снизить свою зависимость от западных поставок вооружений, одновременно повышая точность своего оружия. Это достигается, в том числе, за счет использования французских технологий наведения, которые более устойчивы к средствам радиоэлектронной борьбы.

By Максим Соколов

Максим Соколов - журналист с 15-летним опытом из Новосибирска. Специализируется на новостях здоровья и медицины, автор серии публикаций о развитии отечественной фармацевтики.

Related Post