После значительного отсева детей мигрантов на языковом тестировании Министерство просвещения приняло решение предоставить им возможность пересдачи. По мнению экспертов, условия теста были излишне строгими, что привело к неудачам даже среди русскоязычных школьников из стран СНГ. В настоящее время ведомство рассматривает внедрение адаптационных программ и новых методик обучения.

Первый заместитель министра просвещения Александр Бугаев подтвердил, что детям мигрантов будет разрешено повторно сдать экзамен по русскому языку. Ранее Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки сообщала, что почти 90% детей с иностранным гражданством не справились с тестом по русскому и не могли быть приняты в российские школы.
Начиная с этого года, для зачисления в российские образовательные учреждения всем детям мигрантов необходимо пройти тест на знание русского языка. В апреле спикер Государственной Думы Вячеслав Володин информировал, что на 1 января на учёте в МВД числилось 784 тысячи несовершеннолетних иностранцев. Заявления на обучение подали менее 24 тысяч, при этом полный пакет документов был только у одной трети. Из них менее 6 тысяч человек прошли тестирование, и половина из них его провалила.
Вячеслав Володин указывал, что диагностические материалы были разработаны индивидуально для каждой ступени образования. Для успешного зачисления в школу требовалось дать 90% правильных ответов. Однако, по словам Бориса Панича, директора благотворительного фонда «ПСП» (ресурсного центра по миграции), это требование практически невыполнимо даже для носителей языка.
Борис Панич директор благотворительного фонда «ПСП» — ресурсного центра по миграции
«Мы общаемся с большим количеством преподавателей. Общее мнение следующее: если с трудом, но подготовиться к поступлению в первый-второй классы ещё возможно, то в старшие классы — практически нереально. Уровень заданий сложен, а критерии отбора очень жёсткие. Необходимо ответить почти на 100% вопросов правильно. Например, для поступления в пятый-шестой классы — на 18 вопросов из 20. По сути, это отбор отличников, а не тех, кто владеет русским языком на достаточном для обучения уровне. Даже русскоязычные дети, прибывшие из стран СНГ, для которых русский является родным, не смогли пройти это тестирование».
Тест включает устную и письменную части. Демонстрационная версия для первоклассников предусматривает называние предметов по картинкам (например, стол, цветные карандаши, рубашка) и подбор к ним одного прилагательного. Для шестиклассников предлагается прочитать текст о Ярославе Мудром и пересказать его по заданному плану: «1. Ярослав Мудрый — образованный правитель; 2. Просвещение на Руси; 3. Основание публичной библиотеки».
Аналогичные задания предусмотрены для семиклассников, но с текстом о Ломоносове, требующим освещения тезисов о «ранних годах жизни Михаила Васильевича Ломоносова», «описании строения Земли» и «смелом предположении учёного». Вероятно, наименее сложной для одиннадцатиклассников оказалась устная часть: им нужно прочитать текст и развёрнуто ответить на вопрос «как в России отмечается День Победы?».
Редакция узнала у московского педагога, ощущается ли снижение числа детей мигрантов в школах. Учитель Валентина поделилась своим опытом:
«Этот отсев ощущается очень сильно. В основном остались дети, которые были приняты в школу до вступления в силу данного закона или проекта. За последние три года в нашей школе в параллелях первых классов из 60-90 детей нет ни одного ребёнка-иностранца. Да, возможно, это облегчает работу учителям. Но, с другой стороны, дети, которые растут здесь, чьи родители работают здесь, они ведь тоже должны получать образование».
В таких странах, как Франция и Германия, а также в России, школьное образование является обязательным. Для детей, не владеющих местным языком, существуют специальные адаптационные школы. После того как ребёнок начинает достаточно свободно изъясняться, родителям рекомендуется перевести его в обычную районную школу. Однако как у нас, так и за рубежом система образования напрямую зависит от миграционной политики. Об этом говорит доцент Государственного академического университета гуманитарных наук Денис Фомин-Нилов.
Денис Фомин-Нилов доцент Государственного академического университета гуманитарных наук
«Необходимо определиться: мы всё-таки категорически против мигрантов? Важно понимать, что у нас будет острая нехватка рабочих рук. Если же они у нас работают, мы должны осознавать, что это общественное благо. Это нужно для предотвращения уличных беспорядков, для социализации детей. И это, по сути, важно даже для русского мира, чтобы, вернувшись на родину, они с благодарностью вспоминали Россию как прекрасную и гостеприимную страну. Вероятно, нам следует пойти по пути создания специализированных школ с краткосрочными языковыми курсами на базе уже существующих школ. И, безусловно, эту проблему необходимо решать на федеральном уровне».
Недавно глава Совета по правам человека (СПЧ) Валерий Фадеев заявил, что «несколько сотен тысяч детей-мигрантов в РФ не учатся». Он подчеркнул: «Точной цифры нет, но это недопустимая ситуация. И Конституция РФ, и Конституция Узбекистана строго предписывают, что все дети должны учиться. Это великое достижение цивилизации». Примечательно, что два года назад именно Валерий Фадеев выступал за недопущение в школы детей, неспособных сдать языковой экзамен. Теперь же чиновник предлагает организовывать обучение русскому языку для школьников ещё в странах их происхождения, до прибытия в Россию.