На пограничном пункте пропуска «Верхний Ларс», расположенном на границе между Россией и Грузией, наблюдается критическая ситуация с автомобильными пробками. По сообщениям предпринимателей, обратившихся в телеграм-канал BFM, очередь из грузовиков, следующих из России в Грузию, насчитывает порядка трех тысяч машин. В то же время, в обратном направлении ситуация для большегрузов еще более напряженная. Водители легковых автомобилей вынуждены ждать до 13 часов.
Многокилометровые заторы приводят к тому, что грузовые автомобили простаивают до семи дней. Бизнесмены несут серьезные убытки из-за этого вынужденного бездействия транспорта. Операционный директор и учредитель компании «Агрокарго» Виталий Данилин рассказал о масштабах проблемы:
«Грузы, которые я отправляю через Ларс, — это живые животные и экспортные товары из России в Грузию и Армению. В этом направлении они обычно проезжают без очередей, хотя пробки для легковых машин могут достигать пяти-шести часов, но для них создается отдельный коридор. Если же грузы не срочные, то ожидание может затянуться до семи дней, особенно для тех, кто везет строительные материалы. Меня гораздо больше беспокоит ситуация с возвращением из Грузии. Для наших машин и транспорта из других стран, кроме грузинских, ситуация очень тяжелая, так как очередь составляет минимум семь дней. Грузинские машины теперь имеют „вип-талоны“ на выезд, их пропускают без очереди, в то время как мои грузовики стоят пустыми по семь дней, и мы теряем около 40 тысяч рублей в сутки из-за простоя. Грузины изменили порядок прохождения границы примерно месяц назад, выдавая своим водителям вип-талоны на парковки, что позволяет им пересекать границу всего за сутки».
Ожидание для легковых автомобилей достигает 13-15 часов, особенно при движении из России в Грузию через «Верхний Ларс». В обратном направлении, по словам автовладельцев, дорога занимает значительно меньше времени — около двух часов. Причины затруднений, по мнению водителей, включают медленную работу КПП с российской стороны, недавний сход горного селя и большой поток транспорта, связанный с сезоном отпусков.
Александр, планирующий поездку через Верхний Ларс, поделился обсуждениями из водительских чатов: «Месяц назад пробка была около шести часов, что было терпимо. Сейчас она, как сказала жена, достигает 15 часов, хотя я вчера видел 13. Мы готовимся к худшему, потому что в прошлом году в августе люди стояли чуть ли не сутки. Это связывают с низкой пропускной способностью с нашей стороны, а также с водителями, которые пытаются вклиниться в очередь, что приводит к конфликтным ситуациям. Да, недавно там сошел сель, но на грузинской стороне таких задержек нет, пробка тянется дальше, и нейтральную зону все проходят быстрее».
Водитель Владимир рассказал радиостанции, что его пересечение границы заняло 17,5 часа. Он подчеркнул, что грузинская сторона работает очень быстро, а задержки вызваны именно российской границей, где «никто не торопится» с досмотром и проверкой документов. Также он отметил, что многие пытаются объехать очередь по обочинам, но полиция активно отгоняет их.
Люди, ожидающие пересечения границы, жалуются на изнуряющую жару (до +35 градусов днем) и полное отсутствие организации. Отмечается нехватка элементарных удобств и неэффективное регулирование движения.
Важно отметить, что КПП «Верхний Ларс» является единственным наземным автомобильным путем из России в Грузию. Через Грузию также пролегает путь для тех, кто направляется в Армению, Турцию и Болгарию. Яна, которая ехала из Тбилиси в Россию, описала свой опыт: «Выехали из Тбилиси в 7 утра, к обеду были на грузинской границе. Мы прошли ее на удивление быстро: наши машины буквально за две минуты, а мы, пассажиры, минут за 30. Радостные, мы помчали на следующую границу и уже через минуту встали в пробку. Нейтральную зону мы проходили примерно 4 часа 20 минут. То, что мы проходили днем, помогало — красивые виды вокруг, можно было выйти и пройтись. Но вид портили мусор и ужасные биотуалеты, которыми было страшно пользоваться. Не представляю, как справлялись родители с детьми. Слева было много брошенных машин, мешавших встречному движению. В итоге прохождение двух границ заняло у нас пять часов».