Федеральная антимонопольная служба (ФАС) приступила к проверке крупнейших розничных сетей, таких как «Пятёрочка», «Перекрёсток», «Магнит» и «Дикси», по подозрению в картельном сговоре. Причиной стало синхронное повышение цен на полиэтиленовые пакеты, что вызвало обращение общественной организации по защите прав потребителей.
Полиэтиленовые пакеты являются одним из наиболее востребованных товаров в рознице: согласно опросам ВЦИОМ, их приобретают около 60% покупателей. За последний год крупные сети, включая «Пятёрочку», «Перекрёсток», «Магнит» и «Дикси», подняли стоимость пакетов-маек в среднем на 25%. Удивительно, что все эти ритейлеры установили идентичную цену в 9,99 рубля, при том что их закупочная стоимость составляет всего 2,5-3 рубля за единицу, о чем сообщает Ассоциация профессиональных пользователей соцсетей и мессенджеров.
По данным ассоциации, «Пятёрочка» и «Перекрёсток» повышали цены дважды за год, каждый раз примерно на рубль, в то время как ранее рост был минимальным или отсутствовал вовсе. Например, в 2022 году пакет стоил около 7 рублей, в 2023 — около 8, а в 2024 — 8,49 рубля. Однако группа X5 Group, которой принадлежат «Пятёрочка» и «Перекрёсток», утверждает, что цены на пакеты не менялись последние два года.
Владимир Зыков, директор Ассоциации профессиональных пользователей соцсетей и мессенджеров, подчеркнул, что высокая наценка и массовые продажи превращают пакеты в источник миллиардных доходов для ритейлеров:
«Сколько «Пятерочка», «Перекресток», «Магнит» зарабатывают на продаже пакетов? Если каждый магазин поднимает стоимость пакета на рубль, то там получаются довольно высокие значения. У «Пятерочки» мы посчитали 6 млрд рублей, «Перекресток» около 600 млн, «Магнит» — около 3 млрд, «Дикси» — уже точно не скажу. Эти расчеты верны, если стоимость пакета была поднята в начале года. То есть это на 12 месяцев. И если действительно 60% покупателей приобретают пакеты. Еще важный момент: если вы зайдете в любую «Пятерочку», «Перекресток» и так далее, то вы обнаружите, что ценников на пакеты там нет. На электронных терминалах цена за пакет появляется только в тот момент, когда вы добавляете пакет в корзину. Мы прошли по восьми магазинам, и оказалось, что во всех цена на товар под названием «пакет-майка» действительно отсутствует, мы везде зафиксировали это нарушение и отправили еще в Роспотребнадзор».
ФАС подтвердила получение жалобы и намерена тщательно изучить ситуацию на предмет антиконкурентных действий. Специалисты рынка указывают, что пакеты приносят магазинам значительную прибыль, так как практически каждый покупатель их приобретает. Некоторые эксперты предполагают, что завышенные цены на пакеты могут также служить для компенсации потерь от краж. Илья Березнюк, управляющий партнер Agro and Food Communications, считает, что стремление ритейлеров зарабатывать на сопутствующих товарах вполне объяснимо в нынешних экономических условиях:
«Последние год-два достаточно пристальное внимание со стороны государства к социально значимым товарам в ретейле. По большому счету к товарам, которые имеют наибольшую оборачиваемость. Ретейл говорит о том, что наценка на них составляет не более 10% (опираемся на официальную информацию), но порой действительно получается так, что ниже определенной какой-то рентабельности реализуются товары. Те же пакеты-майки, которые реализуются огромными количествами ежедневно по всей стране, не подпадают под такое пристальное внимание со стороны компетентных органов. Возможно, да, за счет этого могут происходить определенные манипуляции, связанные с дополнительным заработком для сетей».
Юридические эксперты признают, что одновременное повышение цен может свидетельствовать о картельном сговоре, однако подчеркивают сложность доказывания такого нарушения. Для окончательных выводов необходимы дополнительные улики. Крупные сети, по словам адвоката Александра Некторова, управляющего партнера NSP и юридической фирмы «Некторов, Савельев и партнеры», осознают подобные риски:
«На самом деле выглядит либо крайне неосторожно, либо очень сомнительно. Сам факт одинаковой цены не означает, что это автоматический сговор. Насколько вероятен такой сговор? Честно говоря, сомневаюсь. Но у крупных сетей есть все возможности друг с другом пообщаться и достигнуть любой договоренности. Во-первых, их ограниченное количество. Во-вторых, есть крупные ассоциации, в которых они участвуют. То есть теоретически возможно. На практике если такой сговор и есть, то это просто огромная ошибка со стороны их сетей. Я понимаю, что так можно очень интенсивно зарабатывать, но и правовые последствия довольно серьезные — оборотные штрафы».
Итоги расследования ФАС покажут, является ли синхронный рост цен следствием рыночных тенденций или же нарушением антимонопольного законодательства.