Депутаты Госдумы в первом чтении одобрили законопроект, который обязывает студентов-медиков, обучающихся на бюджетной основе, заключать целевые договоры и, соответственно, отрабатывать полученное государственное образование. Эта инициатива вызвала значительный резонанс в медицинском сообществе: если студенты встретили её преимущественно негативно, то практикующие врачи увидели в ней множество преимуществ.

Госдума утвердила в первом чтении проект реформы медицинского образования, согласно которому студенты, поступившие на бюджетные места, должны будут подписывать целевой договор. Это означает, что после окончания обучения они будут обязаны отработать затраты государства на их подготовку.
В медицинском сообществе этот законопроект сравнивают с возвратом к системе распределения советских времён. Ранее целевые договоры заключали в основном абитуриенты с более низкими баллами, стремящиеся гарантировать себе место. Теперь же, по новому закону, его придётся подписывать даже тем, кто набрал высокие баллы на ЕГЭ по профильным предметам. Для таких успевающих студентов это является крайне негативным нововведением, как отметила анонимно профессор одного из региональных медицинских вузов, участвовавшая в обсуждении инициативы со студентами.
«Мы хотели услышать их мнение как будущих участников этой системы. Они подпадают под действие этого закона и будут направлены на работу по принципу «слепого» распределения кадров. Особенно негативно к этому относятся «высокобалльники», которые приложили много усилий, чтобы получить высокие баллы по химии, биологии, русскому языку на ЕГЭ и поступить на обычное бюджетное отделение. Приведу прямое, наиболее распространённое мнение: «Я отношусь к этому резко отрицательно. Я набрала 292 балла. Для меня было принципиально не брать целевое направление, а поступать на бюджет, чтобы не быть обязанной отрабатывать в незнакомом мне лечебном учреждении. В итоге я всё равно оказалась в рамках, и для меня смысл бюджетного обучения потерян».
С другой стороны, тот же профессор признаёт, что дефицит медицинских кадров в некоторых регионах достигает 50%, что негативно сказывается на качестве медицинской помощи для населения. В ряде населённых пунктов вообще нет врачей, и за элементарной помощью людям приходится ездить в региональные центры. Государство в первую очередь стремится решить эту проблему в ближайшие пять-семь лет.
Главный врач клиники «Хадасса» и сети клиник «Медскан» Борис Чурадзе комментирует:
— Ключевой аспект в том, что это позволяет государству планомерно и предсказуемо восполнять кадровый дефицит, особенно в наиболее нуждающихся и отдалённых регионах. Это своего рода социальный контракт: обучение за счёт бюджета — это инвестиция государства в специалиста, а механизм формализует взаимные обязательства. Общество предоставляет студенту качественное образование, а выпускник возвращает долг, работая там, где его компетенции востребованы. Это честно и справедливо. К тому же, для многих молодых специалистов окончание учёбы сопряжено со стрессом поиска работы. Такой договор обеспечивает им чёткий карьерный путь и гарантию трудоустройства.
— А минусы какие?
— Таким образом, мы не столько мотивируем, сколько обеспечиваем физическое присутствие специалистов там, где они остро необходимы. По сути, это возвращение к системе распределения советского периода. Хотя тогда были и положительные стороны, часто возникала и сейчас существует угроза того, что врач будет лишь «отбывать» свой срок, работая без внутренней мотивации, по обязательной программе.
На этапе обсуждения законопроекта возникал вопрос о возможности студентов выбирать клинику для заключения договора. Представитель Минздрава в Госдуме заверила, что абитуриенты смогут выбирать регион. Однако, как считает главный врач сети клиник «К+31» Владимир Елишев, даже неопытный врач получит ценную практику в регионах, которую ему было бы сложнее приобрести в крупном городе сразу после выпуска:
Владимир Елишев, главный врач сети клиник «К+31»:
«Подход к государственному заданию и условиям гарантированной отработки является, на мой взгляд, очень хорошей поддержкой для молодых специалистов. Это поможет им получить достаточно хорошую и успешную медицинскую практику сразу после окончания вуза. Другой такой альтернативы, вероятно, в ближайшее время не будет, поскольку нет такого большого количества стационаров и крупных больничных комплексов, способных предоставить множество рабочих мест выпускникам. Основная категория обращений — это всё-таки амбулаторно-поликлиническая помощь, первичная медицинская помощь, участковая и районная медицина, и это, в большей степени, государственная система здравоохранения.»
Законопроект предусматривает штраф за неисполнение обязательств как для студента, так и для работодателя, который будет в три раза превышать стоимость обучения. Медики, опрошенные изданием Бизнес ФМ, отмечают, что ранее государственные затраты на обучение врачей зачастую не окупались штрафными санкциями, и многие студенты, заключившие целевые договоры, предпочитали «откупиться». Для получения первичной аккредитации молодой специалист должен будет три года отработать под надзором наставника, но эти сроки планируется пересмотреть.
Предполагается, что закон, в случае его окончательного принятия, вступит в силу 1 марта 2026 года.

