Сб. Авг 23rd, 2025

Июльская катастрофа Ан-24 в Амурской области могла быть вызвана путаницей в системах определения высоты

Российские аэродромы используют две различные системы измерения высоты. По мнению Росавиации, возможная путаница между ними могла стать причиной трагедии самолета Ан-24 в Тынде, в результате которой погибли все находившиеся на борту.

Самолет Ан-24.
Самолет Ан-24.

Июльская авиакатастрофа Ан-24 в Амурской области, предположительно, была вызвана ошибками в определении высоты полёта, о чём свидетельствует письмо руководителя Росавиации.

Предварительные данные расследования указывают на то, что экипаж, снижаясь, настроил высотомеры по системе QNH. Однако, докладывая диспетчеру о своей высоте при прохождении контрольной точки, пилоты использовали показатели, соответствующие «советской» системе QFE. В итоге, на высоте 150 метров относительно аэродрома, воздушное судно задело деревья на холме, что привело к его крушению, возгоранию и гибели всех находившихся на борту.

Авиационный регулятор рекомендовал провести дополнительное обучение пилотов и диспетчеров международной системе определения высоты. В России активно ведется перевод аэродромов с советской системы (QFE, в метрах) на международную (QNH, в футах). В настоящее время часть аэропортов работает по старым стандартам, часть — по новым, что является потенциальным источником путаницы.

Кто же допустил ошибку в инциденте с Ан-24 – пилот или диспетчер? Комментирует заслуженный пилот России, бывший летный директор «Внуковских авиалиний» Юрий Сытник:

Диспетчер сообщает не высоту, а значение давления аэродрома, которое может быть представлено в системах QNH или QFE, и эти значения будут отличаться. Высота Тынды над уровнем моря составляет 616 метров. Для экипажа способ захода на посадку (по QNH или QFE) не является критичным; пилот просто устанавливает полученное давление, что должно гарантировать безопасность полета в радиусе 50 километров от контрольной точки аэродрома. Таким образом, если диспетчер ошибся в значении давления, переданного в миллибарах или миллиметрах, это вполне может привести к аварии. Когда Ан-24 достиг высоты перехода (будь то 1800, 1500 или 1200 метров — точной схемы я не видел), диспетчер передал ему соответствующее давление. Командир воздушного судна, в свою очередь, устанавливает это давление на высотомере, который затем отображает высоту либо по QNH, либо по QFE. Нет никаких сложных систем или переходов; есть высотомер и механизм установки. Если схема аэропорта разработана для QNH, то и использовать нужно давление QNH; если для QFE – то QFE. Единовременно можно установить только одно значение давления – либо QFE, либо QNH.

— Что означает «поставить»?

Когда самолёт снижается с эшелона и достигает высоты перехода, на которой задаётся давление аэродрома, экипаж может установить либо QNH, либо QFE. В этом случае после посадки в Тынде высотомер покажет высоту аэродрома.

— Какова вероятность того, что диспетчер назвал неправильную формулировку относительно QFE?

Прежде всего, действия диспетчера легко проверить, так как ведётся запись радиопереговоров. То, что он передал в эфир, зафиксировано. Таким образом, несложно установить, какую команду дал диспетчер и как её исполнил экипаж.

— Значит, речь идет о региональном аэродроме в Тынде, они перешли на QNH только лишь в прошлом году, какова вероятность человеку ошибиться, вот если он до этого всю жизнь по стандарту QFE извещал пилота во время полета? Может быть, вам известны другие такие случаи, когда переводили систему и диспетчеры какое-то время путались?

Таких случаев немало. При заходе на посадку в Китае, например, в районе Пекина, где равнинный ландшафт и высота аэродрома близка к уровню Балтийского моря, показатели QNH и QFE часто совпадали, что приводило к путанице. Люди просто задавали давление и всё. Это может быть как ошибкой экипажа, так и диспетчера. Для выяснения истинной причины и создана комиссия.

В Росавиации отметили, что данные, приведенные в письме, являются предварительными результатами расследования катастрофы и будут уточняться. Подчеркнуто, что пока преждевременно делать окончательные выводы о причинах происшествия, а информация по безопасности полетов опубликована с целью принятия корректирующих мер и повышения безопасности полетов.

Самолет Ан-24, выполнявший рейс Хабаровск — Благовещенск — Тында, 24 июля при заходе на посадку в Тынде ушел на второй круг, после чего связь с ним была утеряна. Оперативные службы сообщили, что экипаж не подавал сигналов о проблемах. Позднее обломки воздушного судна были обнаружены недалеко от города. На борту находились шесть членов экипажа и 42 пассажира, в том числе пятеро детей.

By Дмитрий Верхов

Дмитрий Верхов - экономический обозреватель из Екатеринбурга с опытом работы в федеральных СМИ. Фокусируется на анализе экономических тенденций и технологических инноваций.

Related Post