Приморский край столкнулся с серьезным дефицитом топлива. Среди ключевых причин называют не только сезонный рост спроса и наплыв туристов, но и системные проблемы с логистикой на Дальнем Востоке, а также недавние атаки на российские нефтеперерабатывающие заводы. Когда ожидать стабилизации ситуации?
Слушатели активно делятся фотографиями и рассказами о длинных очередях на местных АЗС, где цены на 95-й бензин у частных продавцов могут достигать 82 рублей за литр. Это заставляет многих задаваться вопросом о глубинных причинах топливного кризиса, охватившего ряд регионов.
Сергей из Хабаровска, недавно посетивший Приморье, столкнулся с трудностями при поиске топлива. На одной заправке не было 92-го бензина, на другой – выстроилась очередь из двух-трех десятков автомобилей. На третьей АЗС, где не было очереди, причина высокой цены стала очевидна:
Сергей, житель Хабаровска: «Я необдуманно решил заправить полный бак, не обратив внимания на стоимость. В процессе заправки увидел цену — 74 рубля. Меня это поразило, и я побежал к кассирше, чтобы остановить процесс, но к тому моменту уже налилось 30 литров. Полный бак я так и не заправил. Цена была почти в полтора раза выше, чем в Хабаровске, где 92-й стоил 55 рублей, а здесь — 74».
Режиссер Виталий Поплавский, проехав из Владивостока в Дальнегорск, проинспектировал около десяти АЗС. Некоторые были полностью закрыты, на других — огромные очереди, а где-то доступен был только 98-й бензин, и то с ожиданием в 40 минут.
Виталий Поплавский, режиссер: «Мы нашли заправку у частников. Если стандартная цена на бензин варьируется от 61 до 80 рублей, то здесь литр стоил 82 рубля. Принимали только наличные, которые заправщик тут же убирал в отдельный кармашек на колонке».
Изначально рост числа туристов называли ключевой причиной топливного дефицита, однако сейчас становится ясно, что проблема гораздо шире и не ограничивается сезонным фактором. По данным «Известий», Приморский топливный союз направил обращение вице-премьеру Александру Новаку и ФАС, указав на значительное снижение объемов биржевых продаж бензина (на 25-57% по разным видам топлива) с Комсомольского и Ангарского НПЗ — основных поставщиков в регион — с начала лета. Вероятно, ситуация отражает более глубокие проблемы на всем топливном рынке.
Издание Financial Times отмечает, что с июля Украина провела атаки по меньшей мере на четыре крупных российских НПЗ и объекты железнодорожной инфраструктуры. Эксперты издания указывают, что если ранее последствия отдельных атак быстро устранялись, то теперь удары наносятся по целым кластерам переработки. Хотя основные перерабатывающие мощности расположены в европейской части России, весь рынок функционирует как единая система. Длинные логистические цепочки доставки топлива на Дальний Восток, протяженностью в тысячи километров, лишь усугубляют проблему, создавая дополнительные издержки.
Дмитрий Гусев, заместитель председателя наблюдательного совета ассоциации «Надежный партнер», автор телеграм-канала Oilfly: «Проблема доставки топлива на Дальний Восток — это хроническая проблема с железнодорожными отгрузками, которая никуда не исчезает. Несмотря на неоднократные обращения в правительство с предложениями о строительстве продуктопровода на Дальний Восток, ответ всегда один: это слишком дорого и экономически нецелесообразно. Главная проблема — это сроки доставки. Топливо должно поступать оперативно, не задерживаясь между угольными составами и пустыми контейнерными фитингами. Кроме того, в контексте нашего “разворота на Восток”, если мы действительно хотим развивать восточное направление не только с сырьем, но и с продуктами переработки, нам необходимо строить новые нефтеперерабатывающие заводы».
Правительство заявляет о полной обеспеченности внутреннего рынка топливом, однако проблемы наблюдаются и в других регионах, в частности, в Крыму. На совещании под председательством вице-премьера Новака было принято решение продлить запрет на экспорт бензина до конца сентября. В Приморье уже вдвое увеличили количество бензовозов для снабжения АЗС. Открытым остается вопрос: удастся ли стабилизировать ситуацию до начала Восточного экономического форума, который стартует через десять дней и, вероятно, приведет к дополнительному увеличению автомобильного трафика.