Каждый родитель осознает важность чтения для развития своего ребенка. Общепризнанно, что знакомство с книгой должно начинаться с самых юных лет. Российский рынок детской литературы ежегодно радует разнообразием и качеством оформления. Однако, несмотря на это, детям порой трудно самостоятельно открыть для себя мир, богатый образами и сюжетами, особенно при недостатке свободного времени.
Статистика и ее выводы
Согласно исследованию Mediascope Kids&Teens 2023 года, 73% детей и подростков в России заявили, что читают книги. При этом 13% из них за полгода не дочитали ни одного произведения, а 38% освоили всего от одной до трех книг. Только 20% опрошенных прочитали шесть и более произведений.
Проблема вовлеченности детей в чтение актуальна во всем мире. Например, по данным Национального фонда грамотности Великобритании, в 2024 году лишь 34,6% детей и подростков в возрасте от 8 до 18 лет заявили, что им нравится читать в свободное время. Это самый низкий показатель за последние 19 лет. Детский лауреат Фрэнк Коттрелл-Бойс, цитируемый The Guardian, отмечает: «Дети, которые читают для удовольствия, и дети, которым читают, получают всевозможные преимущества: от расширения словарного запаса до значительного улучшения психического благополучия». Читающие дети сообщают, что книги помогают им расслабиться (56,6%), почувствовать себя счастливыми (41%), узнавать новое (50,9%), понимать чужие взгляды (32,8%) и знакомиться с другими культурами (32,4%).
Недостаточно просто того факта, что ребенок читает. Знакомство с произведением без искреннего желания, лишь по настоянию родителей или из-за школьной необходимости, может привести к отторжению. Совсем иной эффект достигается, когда дети читают с удовольствием. И здесь многое зависит не только от самого ребенка.
Формирование привычки к чтению
Пример родителей и игровая форма
Доктор филологических наук, доцент Литературного института имени Горького Лидия Дмитриевская отмечает, что дети дошкольного возраста во многом ориентированы на семью. Ребенок учится через подражание и игру — это ключевые аспекты, если мы хотим ввести книгу в его жизнь. Когда ребенок постоянно видит читающих родителей, он перенимает эту модель поведения, которая, скорее всего, сохранится на всю жизнь.
Лидия Дмитриевскаядоктор филологических наук, доцент Литературного института имени Горького
«Чтобы вовлечь ребенка в чтение, книгу можно сделать частью игры: читать сказки кукле, показывать спектакли по произведению, проигрывать с игрушечными героями книги прочитанные истории и фантазировать новые. Важен грамотный подбор книги по интересам и возрасту».
Сегодня дети часто обделены вниманием взрослых: родители много работают, проводят время за компьютерами и смартфонами, мало разговаривают со своими детьми. Дети усваивают эту модель поведения, что может привести к холодным отношениям в семье. В то время как совместное чтение и обсуждение, например, книги, укрепляют отношения, дают ребенку эмоциональную подпитку, делают его увереннее в себе и развивают. Если совместное чтение станет регулярным, привычка обращаться к книге сформируется с большей вероятностью, уверена Лидия Дмитриевская.
Обсуждение прочитанного и свободное время
Еще один важный аспект — обсуждение прочитанного. Оно позволяет не только помочь ребенку понять неочевидные для него вещи, но и поддерживать по-настоящему теплые, доверительные отношения в семье. Кроме того, это развивает речь, учит подмечать детали, аргументировать свое мнение, говорит детский писатель, преподаватель Литературного института имени Горького Алена Каримова.
Алена Каримовадетский писатель, преподаватель Литературного института имени Горького
«Традиционно первые книжки — это книжки-картинки, в которых много иллюстраций и почти нет текста. Чем старше становится ребенок, тем большую роль начинает играть содержание, история. Ему уже недостаточно просто увидеть, скажем, яблоко, а интересно заметить в нем червячка и узнать, что яблоко, кроме того, что вкусный и полезный фрукт, может стать чьим-то домиком. Маленькие дети хорошо воспринимают стихи. Рифма и ритм делают текст более ярким. Чтобы ребенок полюбил книги, ему нужно обеспечить свободное время. В идеале даже специальные часы. У детей практически нет времени, которым они могут распоряжаться, как хотят: гулять, играть, общаться с друзьями, читать, наконец, просто валяться на кровати и гладить кошку. Психологи давно уже установили, что минуты и даже часы безделья очень важны и для детей, и для взрослых».
Специалисты дают еще несколько рекомендаций:
- Вместе с детьми смотрите экранизации по книгам.
- Слушайте аудиосказки в машине.
- Посещайте спектакли, поставленные по любимым сюжетам.
- Ходите в библиотеки и книжные магазины.
- Устройте “книжную гонку” или читательский челлендж.
- Читайте на свежем воздухе.
- Выбирайте книжные серии, чтобы подогреть интерес.
- Важно не смеяться над книгами, которые читает ребенок, и не осуждать его выбор.
- Хорошей традицией станет дарение книг на каждый день рождения.
Книжный мир за пределами дома
В том, чтобы дети любили читать, заинтересованы не только семьи, но и государство. Фонд детских библиотек стабильно пополняется, как и библиотеки, ориентированные на взрослых, где всегда есть зал или стеллажи с детскими произведениями.
В московских читальнях отмечают, что книги из года в год востребованы у юных читателей. Библиотеки активно ведут соцсети, организуют мероприятия, запускают и ежегодно проводят проекты для детской аудитории. Например, в Библиотеке имени Некрасова ежегодно открывается «Комната 502». Это пространство только для подростков, где царит полная свобода творчества: можно поиграть в настольные игры, почитать и обсудить книги с библиотекарями или научиться чему-то новому — актерскому мастерству, коллажам, кастомизации старой одежды, созданию комиксов и анимации. Это также отличный способ найти друзей по интересам.
Екатерина Фадейкинаруководитель отдела пропаганды чтения и продвижения фондов Библиотеки имени Некрасова
«Один из важных показателей востребованности книг — оборачиваемость фонда. Это количество выданных книжек относительно общего количества книг за определенный период. И этот показатель неуклонно растет для детского фонда. Например, если в 2020 году он был около 110%, то в 2024-м уже больше 300%. То есть у нас в прошлом году было 15 500 книг, и выдача по ним составила 47 000. Это очень хороший показатель».
Другой проект для семейной аудитории — это «Сезонное чтение». Любой человек по читательскому билету может взять специальный читательский дневник и писать рецензии или рисовать иллюстрации к прочитанным книгам. Среди участников проекта очень много детей, а часто дневники ведут целыми семьями, уточняет Екатерина Фадейкина.
В Центральной городской детской библиотеке имени Аркадия Гайдара все каникулы действует программа летнего чтения.
Ольга Ларинадиректор Центральной городской детской библиотеки имени Аркадия Гайдара
«В рамках проекта ежегодно выбираем тематику. Это лето мы посвятили теме «Твое зеленое лето». Участники познакомятся с экологической тематикой и посмотрят на окружающий мир через книги самых разных жанров — от фантастики и приключений до научно-популярных изданий. Дети подписывают с библиотекой договор о том, что они обязуются прочитать не менее трех книг по этой тематике за лето и записать их в дневник. Шаблоны дневников есть на сайте библиотеки. Ребенок может рисовать в дневнике, клеить аппликации. В конце лета мы награждаем участников, выполнивших условия программы. Они получат сертификаты и будут приглашены на церемонию подведения итогов, где организуются выставки читательских дневников участников. Там дети хвалятся тем, сколько книг они прочитали. У них есть стимул за лето показать хороший результат».
«Они победители просто за то, что читали все лето те книги, которые им нравятся», — добавляет Ольга Ларина.
Книга — не только источник информации
Ежегодно на книжных фестивалях отводятся отдельные павильоны для детской литературы. Этот рынок постоянно трансформируется под влиянием внешних и внутренних факторов. Несмотря на снижение тиражей и общего количества издаваемых названий, спрос на детские книги остается стабильным. О популярных форматах для маленьких детей рассказал Сергей Тишков, глава департамента «Планета детства» издательства АСТ:
Сергей Тишковглава департамента «Планета детства» издательства АСТ
«Стабильно популярны книги-игрушки — тактильные, со звуками. Кроме того, панорамки, познавательные книги с окошками и наклейками. Самый крупный сегмент — книги по дошкольному обучению. В топе остаются форматы «пиши-стирай», развивающие карточки, в том числе для запуска речи, виммельбухи, нейропрописи, тренажеры и прописи для подготовки к школе».
Среди популярных произведений выделили «стихи-болтушки» — пособия по развитию речи для самых маленьких, серию «Все самое лучшее у автора», а именно Эдуарда Успенского, Владимира Сутеева, книгу «Волшебник Изумрудного города» с кинообложкой. Официальная новеллизация «Чебурашки» продолжает держаться в топе.
Сегодня говорят: «Дети рождаются со смартфонами в руках». Любой вопрос они могут вбить в поисковик или воспользоваться нейросетью. Однако для написания грамотного запроса (промта) по-прежнему нужен достаточный словарный запас, креативные идеи и понимание контекста.
«Качественная книга не просто дает информацию, она учит мыслить, формирует глубину понимания, пробуждает воображение и креативность, расширяет вокабуляр и учит составлять то самое собственное мнение, которое впоследствии перерастает в здоровое критическое мышление и способность принимать грамотные решения, в какой бы области они ни требовались», — добавляет Сергей Тишков.
Развитие литературного вкуса
Согласно исследованию детского чтения аудитории библиотек, проведенному Некрасовкой и Гайдаровкой в 2020 году, детям до пяти лет одинаково нравится познавательная и развлекательная литература. К семи годам познавательные книжки становятся менее интересны, уступая развлекательным. Младшие школьники продолжают читать, и чтение остается их основной досуговой практикой. Подросткам нравятся захватывающие сюжеты и серии книг, связанные общим миром и персонажами.
Гайдаровка, как методический центр детских библиотек, ежегодно выпускает каталог «100 лучших новых книг для детей и подростков». Он доступен для просмотра на сайте библиотеки.
В топе у детей разных возрастов в Некрасовке такие серии, как «Петсон и Финдус» Свена Нурдквиста, «Дочурка Груффало» Джулии Дональдсон, «Вафельное сердце» Марии Парр, «Тайная жизнь соплей» Толоза Систере Мариона, а также «Древний Египет. Детские энциклопедии с Чевостиком» Елены Качур.
В исследовании ВЦИОМ для Российской государственной детской библиотеки отмечается: 56% родителей признали, что хотели бы больше узнать о приобщении детей к чтению. Обсуждение прочитанной книги и чтение ребенку остаются самыми популярными способами. И чем старше дети, тем чаще родители интересуются, какие книги они читают, и советуют им книги или журналы для чтения. Советы о том, как научить ребенка читать в удовольствие, не имеют стопроцентных гарантий. Но внимание родителей к образованию детей, к их кругозору необходимо с их малого возраста и как минимум до студенчества. Нет строгого правильного сценария, любые усилия родителей дадут положительный результат.