
Недавний опрос, проведенный медиахолдингом Rambler&Co совместно с сервисом доставки «Купер» среди почти 17 тысяч интернет-пользователей, выявил ключевые аспекты отношения россиян к чаевым, включая их готовность оставлять благодарность, предпочитаемые суммы и основные причины для этого.
Согласно результатам исследования, три четверти россиян (75%) регулярно оставляют чаевые. Среди них 24% делают это при высоком качестве обслуживания, а 23% — когда видят искренние усилия со стороны персонала. Одиннадцать процентов опрошенных всегда дают «на чай», 10% — время от времени, а 7% выражают благодарность всем работникам сферы услуг. Сервис «Купер» также зафиксировал значительный рост: во втором квартале 2025 года количество пользователей, оставляющих чаевые, увеличилось на 21%, достигнув почти 1,5 миллиона человек. Средний размер чаевых по стране также вырос на 6%, составив 112 рублей.
Большинство участников опроса (77%) предпочитают оставлять 5-10% от суммы счета в качестве чаевых. Для 21% опрошенных комфортным считается размер в 10-15%, и лишь 2% готовы заплатить 15% или более от общей суммы.
Главным определяющим фактором для 59% россиян является качество оказанных услуг. Вежливость персонала важна для 22% опрошенных, скорость обслуживания — для 4%, а 15% респондентов оставляют чаевые исключительно как жест благодарности.
Около трети россиян (32%) имеют позитивное отношение к чаевым, воспринимая их как обязанность выразить признательность сотрудникам. Двадцать восемь процентов респондентов готовы вознаградить за услуги спонтанно, при наличии такой возможности. Однако наибольшая группа (40%) считает, что размер чаевых должен зависеть от конкретной ситуации, например, если обслуживание было выдающимся или заказ — трудоемким, то «отблагодарить» является проявлением хорошего тона.
Чаще всего чаевые получают официанты в заведениях общепита (49%), водители такси (17%) и специалисты индустрии красоты (15%). Кроме того, 13% россиян благодарят курьеров служб доставки, а 6% — работников отелей.
Основными причинами, по которым россияне отказываются от чаевых, стали невежливость персонала или проблемы с выполнением заказа — это указали более половины (62%) опрошенных. Почти пятая часть (18%) признались, что уменьшат размер чаевых из-за некачественных блюд, задержки в обслуживании или ошибок в заказе. Интересно, что 16% россиян, наоборот, готовы оставить больше обычного, если обслуживание превзошло их ожидания. Лишь 4% опрошенных считают, что размер чаевых не должен зависеть от качества услуги, и всегда дают фиксированную сумму.
Более 61% респондентов воспринимают чаевые как добровольный жест признательности. Почти 19% участников опроса убеждены, что размер вознаграждения должен напрямую зависеть от уровня обслуживания. При этом 16% россиян считают чаевые обязательными. Среди них 5% всегда платят за сервис только в кафе и ресторанах, а другие 5% полагают, что благодарить нужно исключительно официантов, курьеров и таксистов. Шесть процентов опрошенных видят в чаевых обязанность клиента, поскольку они формируют значительную часть дохода работников сферы услуг. И лишь 4% россиян считают чаевые обязательными только тогда, когда они уже включены в счет.
За последние 2-3 года отношение большинства россиян (76%) к чаевым осталось неизменным. При этом 6% стали благодарить чаще, 12% — реже. Также 3% опрошенных начали оставлять чаевые, хотя ранее этого не делали, и еще 3% полностью отказались от этой практики.