Вт. Июл 22nd, 2025

Канатная дорога через Амур: Благовещенск и Хэйхэ свяжет уникальный проект

Масштабный проект трансграничной канатной дороги, которая соединит российский Благовещенск и китайский Хэйхэ, наконец-то приближается к завершению. Инициированный в 2019 году и основанный на межправительственном соглашении, подписанном еще в 2015-м, этот уникальный объект планируется ввести в эксплуатацию к весне 2026 года. Прогнозируемая пропускная способность составит 2,5 миллиона человек в год, а чистое время в пути через Амур займет всего 2,5 минуты.

Губернатор Амурской области Василий Орлов на строительной площадке трансграничной канатной дороги в Хэйхэ.
Губернатор Амурской области Василий Орлов на строительной площадке трансграничной канатной дороги в Хэйхэ.

Реализация этого и двух других значимых проектов в регионе поддерживается ВЭБ.РФ, который выделит 16 миллиардов рублей. Правительство России подтвердило срок завершения строительства канатной дороги в 2026 году. Этот маршрут станет первой в мире межгосударственной канатной дорогой, для которой по обе стороны границы будут возведены современные станции с терминалами. Ожидается, что ежесуточный пассажиропоток составит около 7 тысяч человек. Вице-премьер Юрий Трутнев особо подчеркнул, что привлечение таких инвестиций способствует активному развитию региона, и заверил, что правительство продолжит поддерживать инициативы, направленные на повышение качества жизни жителей Дальнего Востока.

Однако для самих дальневосточников проект канатной дороги не является новостью. Анна Краснобаева, редактор информационного агентства «Амур Лайф», отмечает, что первоначальные планы предусматривали завершение строительства к 2022 году. Решение о возведении дороги было принято еще в 2015 году, но «известные события» привели к задержкам. Изначально планировалось, что пассажирские кабины будут производиться во Франции, однако санкции вынудили изменить поставщика, и теперь производство налажено в Китае. По данным Краснобаевой, пассажирский терминал на российском берегу уже готов на 60%, и между Благовещенском и Хэйхэ осталось преодолеть лишь 700 метров реки Амур. В то же время, она выражает сомнения относительно заявленной пропускной способности в 2,5 миллиона человек в год, указывая на уже действующие удобные способы пересечения границы, такие как международный мост, по которому курсируют автобусы, и быстроходные речные суда. По ее мнению, канатная дорога может стать скорее «экзотическим» аттракционом. Также возникает вопрос о «предполетной подготовке»: хотя время в пути составит всего 2,5 минуты, необходимо учитывать время на прохождение таможенного и пограничного контроля. В пассажирском терминале обещают разместить развлекательные и торговые зоны, ресторан с панорамным видом, видовые террасы и магазины беспошлинной торговли.

Вопросы безопасности и программного обеспечения

Помимо строительства, существует еще один важный аспект, касающийся эксплуатации канатных дорог в России. Согласно указу президента, все канатные дороги в стране должны перейти на отечественное программное обеспечение до 1 сентября текущего года. Долгое время в отрасли использовался иностранный софт, поддержка которого прекращена уже более трех лет. Дмитрий Сидорович, генеральный директор компании «Руслет», производящей канатные дороги, в мае выразил серьезную обеспокоенность. По его словам, из-за устаревшего программного обеспечения канатки могут начать выходить из строя, что создает риски внезапных остановок кабин, аварий и некорректной работы.

Эта проблема затрагивает до 90% современных канатных дорог в России, поскольку обновление программного обеспечения требуется максимум раз в три года, и эти критические сроки подходят к концу.

By Дмитрий Верхов

Дмитрий Верхов - экономический обозреватель из Екатеринбурга с опытом работы в федеральных СМИ. Фокусируется на анализе экономических тенденций и технологических инноваций.

Related Post