Трагическая гибель всех пассажиров и членов экипажа Ан-24 вновь подняла острый вопрос о безопасности и допустимых сроках эксплуатации устаревших воздушных судов советского производства. Самолет, находившийся в эксплуатации почти полвека, подчеркивает отсутствие адекватной замены для подобных моделей, как Ан-24.

Пассажирский самолет Ан-24 разбился в Амурской области. Согласно предварительным данным, в результате катастрофы никто не выжил – погибли все 43 пассажира и шесть членов экипажа.
Самолет, принадлежащий авиакомпании «Ангара», выполнял рейс из Хабаровска в Тынду. После технической остановки в Благовещенске, откуда он вылетел с двухчасовой задержкой, Ан-24 начал заходить на посадку в Тынде. Условия были крайне неблагоприятными: десятибалльная облачность и гористая местность. После неудачной попытки посадки и ухода на второй круг, связь с бортом прервалась. Примечательно, что до этого момента экипаж не сообщал о каких-либо неполадках. Обломки самолета впоследствии были обнаружены в 15 километрах от населенного пункта Тында.
Комментарий эксперта о возможных причинах
О возможных факторах, приведших к крушению, высказался Андрей Литвинов, командир Airbus A320 авиакомпании «Аэрофлот»:
«Погода в том районе была действительно неблагоприятной. Весьма вероятно, что при уходе на второй круг самолет мог задеть возвышенность, если отклонился от курса из-за плохих метеоусловий. Подобные инциденты уже случались. Необходимо выяснить, был ли технический отказ, например, отказ двигателя – пока это неизвестно. К тому же, насколько я знаю, самолет проходил техническое обслуживание в Благовещенске и вылетел с двухчасовой задержкой. При такой видимости и отклонении от траектории захода на посадку можно не заметить сопку, ведь оборудование Ан-24 значительно уступает современным системам «Боингов» и «Эйрбасов». В Ан-24 навигация по-прежнему осуществляется по стрелочным приборам, что не обеспечивает той точности, что у современных воздушных судов.»
Предыстория и проверки
Возраст потерпевшего крушение Ан-24 составлял 49 лет. В 2018 году этот же борт получил повреждение крыла в аэропорту Бодайбо (Иркутская область), что, по заявлению эксплуатирующей тогда его авиакомпании «Руслайн», было вызвано снегом на взлетно-посадочной полосе. Нынешняя катастрофа Ан-24 под Тындой стала вторым инцидентом с самолетами данного типа, принадлежащими «Ангаре», за последние месяцы. Ранее, 26 мая, в аэропорту Киренска (Иркутская область) при посадке у другого Ан-24 надломилась передняя стойка шасси, что привело к выкатыванию самолета за пределы полосы. Тогда обошлось без пострадавших. Однако последовавшая проверка Ространснадзора выявила у перевозчика существенные недочеты в техническом обслуживании воздушных судов.
Роман Гусаров, главный редактор портала Avia.ru, подробно рассказал о порядке проведения подобных проверок:
«Федеральные надзорные органы, включая Росавиацию, Ространснадзор и транспортную прокуратуру, осуществляют регулярные проверки авиакомпаний по широкому кругу вопросов – от технического состояния самолетов до подготовки и квалификации персонала. При этом инспекторы не проверяют каждую деталь воздушных судов физически, а убеждаются в своевременности и надлежащем выполнении всех регламентных технических работ, основываясь на документации. Если документация в порядке и замечаний нет, авиакомпания продолжает свою деятельность без ограничений.»
Проблема замены старых бортов
Авиакомпания «Ангара» располагает одиннадцатью самолетами Ан-24. Год назад в интервью Reuters заместитель генерального директора перевозчика Сергей Зорин сообщал, что компания обращалась к правительству с просьбой о продлении срока службы старых советских самолетов, мотивируя это отсутствием альтернатив. Эту ситуацию комментирует авиационный эксперт, кандидат технических наук, бывший конструктор ОКБ Сухого Вадим Лукашевич:
«Самолеты Ан-24 и Ан-26, которым уже исполнилось по 50 лет, давно превысили все нормативные сроки эксплуатации и должны были быть выведены из парка еще три-пять лет назад. Основная проблема заключается в отсутствии полноценной замены: пассажирский Ан-24 должен быть замещен Ил-114, однако этот самолет уже не первый год проходит испытания и до сих пор не сертифицирован. Нам постоянно обещают его появление «в следующем году», но сроки неизменно смещаются. Это, к сожалению, является хронической проблемой российского авиастроения.»
Министр промышленности и торговли Антон Алиханов заявил, что массовые поставки самолетов Ил-114 намечены на август следующего года. Однако пока неясно, сколько времени потребуется для полной замены почти полусотни устаревших Ан-24, все еще эксплуатирующихся в России, новыми Ил-114.