Пн. Сен 22nd, 2025

Китай осваивает арктические морские пути в Европу после блокировки железнодорожных маршрутов

Несмотря на завершение военных учений России и Беларуси, Польша так и не открыла границу, включая железнодорожные пути. Это решение заблокировало ключевые маршруты для китайских товаров в Европу, что вынуждает Китай искать и активно осваивать альтернативные пути, в частности, через Арктику.

Грузовое судно
Фото: Reuters/Nacho Doce

После закрытия Польшей границы с Беларусью, нарушившей важнейшую торговую связь между Китаем и ЕС, КНР активизирует использование арктических маршрутов для доставки контейнеров в Европу. Информацию об этом приводит издание Politico.

Politico подчеркивает, что польско-белорусская граница остается закрытой, несмотря на завершение совместных военных учений. Заявление Варшавы о возобновлении движения «как только граница станет полностью безопасной» интерпретируется экспертами издания как потенциально бессрочное решение.

Решение Польши привело к блокировке железнодорожных путей, по которым ежегодно перевозились грузы из Китая в ЕС на сумму 25 млрд евро. Хотя на этот маршрут приходится до 90% всех железнодорожных перевозок между Китаем и Евросоюзом, его доля в общем объеме торговли составляет относительно скромные 3,5%.

Как сообщает Politico, Китай приступил к тестированию скоростного морского пути в Европу вдоль северного побережья России. Отправка грузового судна запланирована на 20 сентября. Этот маршрут стал доступен благодаря интенсивному таянию арктических льдов. Алексей Мисаилов, директор по развитию бизнеса FM Logistic в России, отмечает, что Китай активно ищет новые маршруты, которые, однако, на начальном этапе будут весьма затратными:

«Китай неизменно стремится найти новые варианты доставки. Сейчас остро стоит вопрос с прямыми железнодорожными перевозками из Китая в Европу. Традиционный морской маршрут через Суэцкий канал и европейские порты остается пока единственной работающей альтернативой, но его будущее неопределенно, поэтому китайцы активно рассматривают другие возможности. Хотя арктический путь дорог и пока не очень востребован из-за высокой себестоимости перевозок, я считаю, что это стратегическое направление, взгляд в будущее. Подобно тому, как поначалу никто не верил в успех проекта “Один пояс — один путь” для железнодорожных поставок из Китая в Европу. Учитывая, что только Россия располагает мощным ледокольным флотом, сотрудничество между Россией и Китаем может стать ключом к развитию альтернативных путей доставки товаров из КНР в европейские страны».

Вопрос: Насколько сильно закрытие польско-белорусской границы влияет на общий объем товарных потоков?

Ответ: «Поток товаров из Европы в Россию сейчас значительно меньше, чем год назад, что обусловлено введенными европейскими санкциями. Ожидается дальнейшее сокращение в октябре с вступлением в силу 18-го пакета санкций, который ограничит экспорт определенных товарных групп. Тем не менее, существуют другие маршруты, например, через границы Литвы с Беларусью или России с Латвией, где движение пока сохраняется, хотя и с угрозами для стабильности. Часть автомобильных перевозок переориентировалась на эти направления. Любые ограничения неизбежно приводят к увеличению затрат и снижению пропускной способности пунктов пропуска. Например, доступ польских перевозчиков через литовско-белорусскую границу также стал ограничен, а стоимость перевозок выросла на 60-70% по сравнению с докризисным периодом».

Арктический маршрут, который будет пролегать от крупнейшего в мире порта Нинбо-Чжоушань до британского порта Феликстоу, займет у китайского контейнеровоза 18 дней и будет осуществляться в сопровождении ледоколов. Если ранее уже проводился тестовый рейс, то теперь Китай планирует запустить регулярное сообщение по этому пути.

By Дмитрий Верхов

Дмитрий Верхов - экономический обозреватель из Екатеринбурга с опытом работы в федеральных СМИ. Фокусируется на анализе экономических тенденций и технологических инноваций.

Related Post