Взрывы на танкерах в Средиземноморье могут быть частью диверсионной кампании. Поврежденные суда незадолго до инцидентов заходили в российские порты и на Мальту, согласно сообщениям в прессе.
Серия из пяти инцидентов с коммерческими танкерами за полгода в Средиземном и Балтийском морях может показаться случайностью. Однако, если учесть, что каждый случай сопровождался сообщениями о взрывах, а в двух предполагалось применение магнитных мин, это уже выглядит как закономерность. Особенно если принять во внимание, что, как сообщается, все эти суда незадолго до повреждений посещали российские порты в акватории, прилегающей к Украине. Подобной точки зрения придерживаются и некоторые эксперты. По словам одного из них, «все указывает» на причастность Киева.
Свои оценки дает военный эксперт, редактор журнала «Новый оборонный заказ» Дмитрий Корнев:
В таких вопросах совпадений или случайностей скорее не бывает. С огромной вероятностью, надо предполагать, что это спланированные действия по саботажу работы теневого флота РФ. Танкер — большой корабль, танкер двигается без охраны. Силы специальных операций могут поставить на него взрывное устройство. Скоординировать в соответствующее время взрыв этого устройства тоже возможно — здесь нет сверхъестественных возможностей. Единственный способ защиты — это либо не плавать, либо обеспечить защиту, причем круглосуточную. И защиту не только на поверхности, но и под водой. Диверсанты, скорее всего, подходят к такого рода кораблям под водой. Это возможно, если корабль проходит какую-то узость, где много других кораблей — рыбацких, туристических, каких угодно. Если в это время идет на небольшой скорости корабль, поставить подводную, магнитную мину несложно. Наверное, все это преподносится как своеобразная массовая акция, которая должна привести к тому, что владельцы кораблей перестанут работать с РФ.
Однако маршруты этих судов не ограничивались только российскими портами. Четыре из пяти танкеров также заходили к берегам Ливии, где экспорт нефти часто становится причиной конфликтов между местными группировками. Кроме того, все суда останавливались на Мальте для пополнения запасов. Этот остров популярен среди дайверов, что означает наличие специалистов, способных работать под водой.
Если за этими инцидентами стоят украинские диверсанты, каковы могут быть последствия? Комментарий ведущего эксперта Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета Станислава Митраховича:
Если предположить, что украинские спецслужбы приложили руку к этому саботажу, на самом деле эта история неоднозначная, может иметь последствия, в том числе для самой Украины. Потому что, например, если танкер, который выходил из Новороссийска и потом получил проблемы у Ливии из-за того, что около Новороссийска, возможно, были заложены взрывные устройства, такой танкер мог вывозить, например, казахстанскую нефть. Казахстанская нефть принадлежит инвесторам в Казахстане или принадлежит американским инвесторам, которые являются главными игроками внешней казахстанской нефтяной отрасли. У меня большие сомнения, что американцам понравятся такие действия по отношению к их имуществу, к их нефти, которую это судно перевозило. Если выяснится, что Украина к этому причастна, у нее может быть даже больше проблем, чем у России. А что касается того, насколько это все будет масштабировано, сказать сложно. В принципе любая современная инфраструктура, современные танкеры, современные нефтяные платформы, многие другие вещи не рассчитаны на то, что их будут бомбить, или посылать на них ракеты, или против них будут что-то делать саботажники. Поэтому тут скорее вопрос в том, какие сдерживающие силы у каждой из сторон или по отношению к каждой из сторон, чтобы слишком не зарываться, что называется.
Международная морская организация ООН выразила обеспокоенность чередой инцидентов с коммерческими танкерами. Глава организации Арсенио Домингез сообщил, что учреждение внимательно следит за информацией и расследованиями обстоятельств взрывов. При этом сообщений о значительном сокращении морского экспорта российского топлива в прессе не появлялось.