В первую очередь ощущается дефицит бензина марки АИ-95. В Хабаровском крае на автозаправках образовались очереди. На крымских АЗС для юридических лиц введены талоны на топливо, а для частных автовладельцев цены взлетели до 70 рублей за литр. При этом даже по такой высокой цене найти бензин крайне сложно.

Обновлено в 16:37
Власти Крыма признали наличие проблем с бензином на заправках полуострова. Глава республики Сергей Аксенов назвал их «перебоями с определенными видами топлива» и объяснил логистическими трудностями. По его словам, подобная ситуация может продлиться еще около месяца. Наиболее остро ощущается нехватка АИ-95. Крымские водители активно обсуждают в чатах, где еще можно заправиться. Автомобилисты Алушты сообщают, что на популярной АЗС «Атан» бензин отпускают только по талонам и специальным топливным картам, которые доступны исключительно для организаций.
В Севастополе на сетевых автозаправках бензина АИ-95 нет уже неделю. Накануне его можно было приобрести лишь на единичных небольших станциях по цене 70 рублей за литр или, как в Алуште, по талонам, сообщали местные СМИ. Комментирует крымский журналист и блогер Александр Горный:
Александр Горный крымский журналист и блогер
«Ситуация с топливом на полуострове в последние недели обострилась. Цены на топливо серьезно выросли: литр АИ-95 стоит 70 рублей, а АИ-92 — 63 рубля. Сейчас на большинстве заправок пропал АИ-95. Некоторые станции, у которых были небольшие запасы на базах, еще продают его, но таких заправок становится все меньше. Проезжая по полуострову, видишь прочерки напротив цен на АИ-95. Вчера Сергей Аксенов объяснил это проблемами с логистикой и наличием топлива на материке, предположив, что ситуация может продлиться около месяца. Сейчас действительно очень большой трафик на полуострове, в этом году более 65% туристов добирались на личном автотранспорте, что, конечно, создает огромную нагрузку на местные заправки. Информация о покупке АИ-95 по талонам, возможно, частично соответствует действительности, так как некоторые заправки выпускают талоны для организаций и могут придерживать бензин для выполнения обязательств. Многие сейчас планируют заправляться АИ-92. Людей очень возмущает стоимость топлива, и мы предполагаем, что в Крыму она будет поднята с учетом крымского коэффициента до 73-75 рублей за АИ-95. Так сложилось в последние годы, что стоимость литра топлива на полуострове в среднем на 7-10% выше, чем на материке, в чем я лично мог убедиться этим летом, путешествуя по Южному федеральному округу, по удаленным регионам, где логистика не менее сложная, чем в Крыму, и там топливо стоило гораздо дешевле».
Далеко не все крымчане считают нынешний дефицит бензина чем-то исключительным. Говорит директор «Такси Таврика» из Симферополя Александр Макриди:
— Тяжело, нет бензина. Это не из-за туристов, ежегодно в этот период происходит скачок цен. Это связано не с логистикой, оптовики поднимают цены. Как-то одно время правительство боролось с этим, ограничения какие-то ставили в прошлом, позапрошлом году — бесполезно. Я так думаю, искусственно создают дефицит, зарабатывают на этом деньги.
— А что это за талоны?
— Это не то что талоны, как на хлеб выдавали, талоны, которые продают на заправках. Просто кто-то приезжает, хочет сразу купить не 20 литров, а 100, 200 литров. Предприятия так покупают, допустим, они по безналу оплачивают, потом им выдают либо талоны, либо карточки, с которыми они приезжают, заправляются. Это практикуется очень давно. Фактически всегда нет 95-го, 92-й бензин есть, в такой ситуации сразу все заправляют так, чтобы хватило туда поехать и обратно приехать.
В Крыму не сработала ни заморозка цен, ни объявленный правительством запрет на экспорт бензина. В республиканском Минтопэнерго также признали нехватку топлива на полуострове.
В конце июля был арестован президент и совладелец крупнейшей крымской сети автозаправок «ТЭС» Сергей Бейм. Бывший глава «Черноморнефтегаза» был задержан в рамках расследования дела о мошенничестве в особо крупном размере. Основные претензии к бизнесмену касались в том числе цен на топливо в Крыму.
В Приморье жители жалуются на огромные очереди на заправках. Водители из Спасского района и соседнего Хабаровского края вынуждены возить с собой канистры с бензином. Рядом проходит федеральная трасса, поэтому в пробках стоят еще и туристы. Говорит собственный корреспондент «Российской газеты» в Приморье Андрей Пушкарев:
Андрей Пушкарев собственный корреспондент «Российской газеты» в Приморье
«Вертикально интегрированные нефтяные компании, контролирующие подавляющую часть заправок, объясняют это массовым наплывом автомобилистов — туристов, возвращающихся с южных морей Приморского края в Хабаровск, Якутию, Амурскую область, Сибирь и так далее. Это тысячи человек, и такая ситуация возникает ежегодно. Вторая причина, по их словам, — массовый ремонт дорог, какие-то проблемы с доставкой. Почему к этому не были готовы, сложно сказать. Проблемы есть, особенно на заправках, расположенных вдоль федеральной трассы М-60 до Хабаровска. Разговоры о том, что все будет исправлено, поедут дополнительные бензовозы. Ну, будем надеяться. Результат пока один — тотальное повышение цен на топливо, в среднем 75-76 рублей и выше за литр сейчас».
Водитель из Хабаровска Сергей отмечает, что в туристический сезон всегда много людей. Однако, по его словам, раньше даже при таком плотном трафике не наблюдалось такого дефицита бензина:
«В Хабаровске проблем нет. В Приморье ездил на три дня, заправился здесь АИ-92, доехал до Черниговки, на заправке написано: «Бензина нет и не будет». На Сибирцево, на АТК «Альянс» нормальная цена, но очередь. Поехал дальше, в сторону Владивостока, заправка, даю деньги, говорю: «Мне до полного бака», и на моих глазах поднимается ценник — 74 рубля за АИ-92. Доехал до Владивостока по трассе. На АТК «Альянс» в основном стоят очереди машин, а на частных заправках ценник высокий, и не на всех есть бензин. Цена фактически получается чуть ли не в 1,5 раза дороже, никогда такого не бывало, люди всегда ездили, все было».
Федеральной антимонопольной службе и Минэнерго было поручено провести работу с регионами, где резко выросли цены на топливо. Это касается в том числе Сибири и Дальнего Востока.