С началом нового учебного года, 1 сентября 2025 года, российскую систему образования ожидает серия значительных преобразований. Эти нововведения коснутся всех уровней — от школьного до высшего профессионального образования, затрагивая учебные программы, стандарты, процесс поступления в вузы и даже повседневную школьную жизнь.

Ключевые изменения в школах
Среди основных новшеств, вводимых в школах, выделяются:
- **Единые учебные стандарты и расписание:** Вводятся универсальные учебные стандарты и единое расписание, призванное обеспечить преемственность образовательного процесса. Расписание будет учитывать биоритмы учеников, рекомендуя размещать наиболее сложные предметы, такие как математика и физика, в период с 10:00 до 12:00, когда школьники наиболее продуктивны.
- **Ограничения на домашние задания:** Установлены строгие нормы времени, отводимого на выполнение домашней работы:
- Для первоклассников — не более 1 часа в день.
- Для учеников 2-4 классов — до 1,5 часов.
- Для старшеклассников — до 3,5 часов.
Аналогичные ограничения вводятся и для контрольных работ, которые не должны превышать 10% от общего учебного времени. Вопросы контроля за соблюдением этих норм, особенно в контексте подготовки к выпускным экзаменам, пока остаются открытыми.
- **Оценки за поведение:** В качестве пилотного проекта в 84 школах семи регионов России (Новгородская, Ярославская, Тульская, Ленинградская области, Чечня, ЛНР и Мордовия) будут введены оценки за поведение. В Москве и Санкт-Петербурге такая практика пока не планируется.
Заслуженный учитель России, завуч Свято-Георгиевской гимназии Красногорска
“Всегда было известно, что второй и третий уроки самые продуктивные, тогда как пятый — наименее. Единое расписание, как я понимаю, направлено на унификацию подхода, чтобы при смене школы ребенок мог продолжить обучение без отрыва от программы.”
Реформы учебных программ и преподавательского состава
- **Изменения в преподавании обществознания и истории:** Обществознание будет полностью исключено из программы 6-7 классов. В 8-9 классах этот предмет сохранится, но будет преподаваться один раз в неделю. Освободившиеся часы будут перераспределены в пользу углубленного изучения истории России и своего региона. При этом вводится новый единый учебник истории для средней школы, разработанный под редакцией помощника президента Владимира Мединского.
- **Допуск студентов к преподаванию:** С этого года студенты-четверокурсники педагогических вузов, успешно сдавшие профильные экзамены, смогут преподавать в школах. Это мера призвана восполнить дефицит учителей, особенно в таких предметах, как математика, физика, химия и биология.
Историк, писатель, главный редактор проекта «Россия — моя история»
“Новые учебники истории безусловно нужны. Я считаю, что главное — это предоставлять факты, а выводы пусть ученики делают сами. Важно, чтобы люди четко понимали, как происходили события.”
Первый зампред думского комитета по науке и высшему образованию, вице-президент Паралимпийского комитета России
“Мы поддержали законопроект о допуске студентов к преподаванию по принципу `на безрыбье и непедагог — педагог`. Дефицит учителей составляет всего 0,2%, но он ощутим. Качество образования может пострадать, но, возможно, не больше, чем от учителя, работающего на две ставки из-за нехватки кадров.”
Нововведения в высшем образовании
Высшие учебные заведения также ждут серьезные корректировки:
- **Государственный контроль над платными местами:** Вузы лишаются права самостоятельно определять количество платных мест. Теперь эта функция будет регулироваться государством, особенно это коснется направлений экономики, управления и права, где увеличение числа студентов-платников будет запрещено.
- **Упрощенное поступление для выпускников колледжей:** Выпускники колледжей и техникумов смогут поступать в вузы без сдачи ЕГЭ. Для них будут проводиться внутренние вступительные экзамены, но только по специальностям, соответствующим их профилю среднего профессионального образования.
- **Приоритетные направления для образовательных кредитов:** Льготные образовательные кредиты теперь будут выдаваться исключительно на приоритетные для страны специальности: инженерно-технические, медицинские и педагогические.
Особенности для столичных школ
Для школ Москвы и Санкт-Петербурга предусмотрены свои эксклюзивные нововведения. В частности, все родительские чаты в столичных школах с 1 сентября будут переведены в мессенджер Max. Эта инициатива вызывает смешанные отзывы у родителей:
Мнение Сергея, отца девятиклассницы:
“За два дня до начала учебного года никто не требовал от нас переходить на Max. Лично я не собираюсь устанавливать его на телефон. Вероятно, буду использовать веб-версию с компьютера, чтобы оставаться в курсе школьной жизни, но избегать излишне плотного общения. Навязчивость, с которой лоббируется этот мессенджер, не внушает доверия.”
Помимо перечисленных, школам предоставлена свобода выбора в отношении других нововведений, таких как введение ГОСТа на школьную форму или включение в программу технологии уроков по управлению беспилотными летательными аппаратами (БПЛА).
Эти комплексные реформы призваны стандартизировать учебный процесс, повысить качество образования и более эффективно направлять подготовку кадров в соответствии с государственными задачами и приоритетами.