Лаборатории «Хеликс» откроются в Армении
Российская сеть медицинских лабораторий «Хеликс» подписала франчайзинговое соглашение для выхода на рынок Армении. В рамках этого проекта планируется запустить десять диагностических центров и построить современный лабораторный комплекс. Армянский рынок привлекателен высоким уровнем расходов населения на медицинские услуги, тогда как в России наблюдается замедление темпов роста крупных игроков лабораторного сектора.
Представители «Хеликс» подтвердили намерение компании выйти на армянский рынок. Согласно их заявлениям, в стране будет создан лабораторный комплекс и открыто не менее десяти франчайзинговых диагностических центров. Развитие сети начнется с Еревана, а затем охватит и другие регионы Армении.
Вложения в создание лабораторного комплекса превысят 130 миллионов рублей. Этот комплекс будет проводить широкий спектр исследований, включая общеклинические, биохимические, иммунохимические и цитологические. Однако для выполнения сложных анализов, таких как генетические или гистологические, образцы, взятые в Армении, будут отправляться в московскую лабораторию «Хеликс».
О компании «Хеликс»
На сегодняшний день сеть «Хеликс» включает более 900 диагностических центров и пунктов Helix Express. В её инфраструктуру также входят семь автоматизированных лабораторных комплексов, расположенных в крупных городах России (Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Краснодар, Новосибирск), а также в Минске и Алматы.
Лабораторная служба «Хеликс» была создана в 1998 году Юрием Андрейчуком, выпускником биофака СПбГУ, и впоследствии трансформировалась в ООО «Научно-производственная фирма `Хеликс`». По данным СПАРК, Юрий Андрейчук занимает пост гендиректора и владеет 20,41% компании. Среди других совладельцев — ООО «Хеликс Норд-Вест» (35,38%), ООО «Смарт Медикал Солюшнс» (25,2%), Павел Яблоков (10%) и Владимир Куликов (9%). «Хеликс Норд-Вест» и «Смарт Медикал Солюшнс» находятся в паритетной собственности господина Андрейчука и его заместителя Дарьи Горякиной. По итогам 2024 года выручка «НПФ Хеликс» увеличилась почти на 20%, достигнув 15 миллиардов рублей, однако чистая прибыль снизилась почти вдвое, составив 262,3 миллиона рублей.
В настоящее время «Хеликс» уже имеет международное присутствие в Казахстане, где диагностические центры открылись в 2020 году, и в Белоруссии, где в начале 2023 года была приобретена местная сеть «Синэво». В середине 2023 года компания анонсировала планы по выходу на рынки Армении, Узбекистана, Грузии, Азербайджана, Таджикистана и Киргизии. Заместитель гендиректора Дарья Горякина отмечала, что одним из стимулов для экспансии в страны СНГ стал значительный приток российских граждан в эти регионы за последние полтора года.
Александр Зайцев, гендиректор Atomic Capital, считает выбор Армении в качестве следующего шага для международной экспансии логичным. Согласно данным консалтинговой компании Eqiva, общий объем армянского рынка лабораторной диагностики по итогам 2024 года достиг 18,8 миллиарда драмов (что эквивалентно 397,6 миллиарда рублей). Среднегодовой рост этого рынка в период с 2019 по 2024 год составил 4,5%.
В Армении отмечается значительная доля прямых расходов домохозяйств на медицинские услуги, составлявшая около 81% от общих текущих расходов на здравоохранение в 2021 году, по данным Всемирного банка. Тем не менее, по мнению Александра Зайцева, рынок медицинских услуг в стране остаётся фрагментированным. В Армении уже представлены некоторые международные и российские игроки, такие как «Инвитро», имеющая четыре медицинских офиса в Ереване.
Объем российского рынка
По оценкам компании Eqiva, объем российского рынка лабораторных услуг в 2024 году достиг 270,6 миллиарда рублей.
Темпы роста ведущих участников российского лабораторного рынка демонстрируют снижение, как отмечает Дарья Шубина, гендиректор консалтинговой компании Eqiva. Среднегодовая динамика роста в 2024 году составила 22,5%, к концу 2025 года прогнозируется снижение до 20%, а к 2026 году ожидается дальнейшее замедление до 16–18% в год. Эксперт связывает эту тенденцию с усилением конкуренции, что побуждает лабораторные компании активно искать новые возможности для диверсификации и драйверы роста.