На границе между Россией и Казахстаном снова наблюдаются масштабные заторы из грузовых автомобилей, которые, по словам логистических компаний, являются одними из крупнейших за последнее время. По предварительным данным, со стороны России в очередях стоят около 5 тысяч фур, а с казахстанской стороны их количество еще больше. Официальные объяснения причин этих пробок до сих пор не поступали ни от одной из сторон. Однако, по неофициальным данным, причиной заторов могут быть внеплановые проверки грузов и приведение документов в соответствие с требованиями Таможенного союза. По самым скромным подсчетам, водителям придется провести в этих очередях недели.

Индивидуальный предприниматель из Москвы Алексей поделился с Бизнес ФМ своей историей: почти неделю он ожидает груз из Китая, который застрял на границе с Казахстаном, но очередь из грузовиков остается неподвижной:
— Вообще груз я ожидал 13 сентября. И, как я понимаю, с числа 10-11 сентября фуры стоят на границе вообще без движения. Сколько они там простоят, никто не знает, никакого понимания нет. Я знаю, что многокилометровая очередь, видел: машины совершенно без движения, таможня сама пустая, конкретных сроков нет, никто ничего не знает. Машины стоят, никого не пускают.
— А объясняют, с чем это связано? Это что, внеочередные проверки на КПП?
— Какие-то проверки, но конкретики никакой нет. Неделя уже прошла. Не одна фура, а всю неделю эти машины стоят. До этого фуры досматривались буквально 10-15 минут. Постоянно которые возят, они проезжали. Потом я слышал, что где-то в конце июля — в августе были задержки до трех дней, а на данный момент все вообще встало. Там большая часть груза это не именно из Казахстана едет, она транзитом едет из Китая через Казахстан. Проблема не в том, что Казахстан не пускает либо мы не пускаем из Казахстана именно: я так понимаю, что какой-то досмотр, может, усиленный у них планируется.
Логистические компании сообщают, что наиболее серьезные заторы наблюдаются на трех погранпереходах с Казахстаном: Бугристое (Челябинская область), Веселоярск (Алтайский край) и Петухово (Курганская область). По оценкам бизнеса, на российских пунктах пропуска с Казахстаном ожидают своей очереди около 5 тысяч грузовиков. Со стороны Казахстана также отмечаются значительные скопления фур, в частности, под Уральском, у села Маштаково, на границе с Оренбургской областью. Алексей Черенков, руководитель отдела негабаритных и FTL-перевозок компании Holding Finance Broker, рассказал о ситуации со стороны Казахстана:
«Россия, в рамках нашего Таможенного союза, сейчас стремится привести все наши страны — Казахстан, Киргизию — к единому юридическому полю, чтобы декларации и платежи были оформлены правильно. Все это из-за этого. Сказали, что скопление началось примерно с 8 сентября. Сейчас там находится около 6,5-7 тысяч фур, и эта очередь постоянно растет. Водителей жалко, они стоят без оформления, вероятно, в ненадлежащих условиях».
Представители бизнеса уже около недели пытаются получить официальную информацию, но все остается на уровне слухов: проводятся внеплановые проверки, работают некие специальные группы, а заторы продлятся минимум 10-20 дней. Кирилл Латинский, исполнительный директор «Трансазия Логистикс», отмечает, что, несмотря на единое таможенное пространство, Россия и Казахстан могут проводить серьезные проверки по особым причинам, и сейчас такие основания есть у обеих сторон.
«Идет значительный и повсеместный досмотр транспорта на казахстанских номерах, преимущественно тех, что перевозят сборные грузы в Российскую Федерацию. Я предполагаю, что речь идет о борьбе с «серым» импортом, поскольку в Россию поступает довольно много «серого» импорта, который транзитом идет из Китая. Есть нюанс, связанный с тем, что сами казахстанские власти досматривают почти 99% всех грузов, следующих транзитом через Казахстан в Россию. Ищут товары двойного назначения, технику, электронику, товары из санкционных списков. Кроме того, с 30 июня 2025 года заработала система Ru ID для иностранцев – это «Госуслуги», где граждане, включая казахстанцев, должны регистрироваться и информировать о въезде в РФ за 72 часа до планируемого пересечения границы».
Бизнес ФМ обратился за комментариями в Федеральную таможенную службу, но на момент публикации материала ответ не был получен. Последний крупный затор грузовиков на границе с Казахстаном произошел в июне этого года, но тогда ситуация разрешилась за 3-4 дня без значительных убытков. Ущерб от текущих пробок пока никто даже не начал подсчитывать.