Председатель Банка России Эльвира Набиуллина выразила серьезную обеспокоенность в связи со значительным увеличением числа жалоб от граждан на необоснованную блокировку их денежных средств. По её словам, Центральный банк активно работает над устранением этой проблемы, стремясь исключить подобные ситуации для добросовестных клиентов.
Набиуллина отметила, что для повышения прозрачности и предотвращения ошибочных блокировок улучшается обмен данными между ЦБ и коммерческими банками. Банкам также рекомендовано четко информировать клиентов о конкретных причинах заморозки счетов, поскольку для этого существует несколько различных оснований.
Глава ЦБ напомнила, что похожая проблема ранее затрагивала сектор малого и среднего бизнеса, и её удалось успешно решить благодаря внедрению специальной платформы «Знай своего клиента». Теперь Банк России намерен применить аналогичный подход и к физическим лицам, хотя это является более сложным и продолжительным процессом.
Среди основных причин, по которым могут быть заблокированы средства, Набиуллина назвала подозрения в мошенничестве, отмывании денежных средств, а также нарушения налогового законодательства. Банки могут блокировать счета на срок от 30 дней и более, основываясь на критериях подозрительных операций, формируемых Центробанком.