Пн. Сен 15th, 2025

Образовательные кружки для детей: от геоурбанистики до астрономии

Дополнительное образование для детей, выходящее за рамки школьной программы, играет ключевую роль в формировании всесторонне развитой личности. Оно расширяет кругозор, помогает в профориентации, обучает навыкам исследования и развивает уверенность в публичных выступлениях. В Москве предлагается широкий спектр таких возможностей, которые можно перечислять бесконечно, как и доступные для выбора направления.

Урок астрономии в лицее.

Этим летом в столице прошли насыщенные образовательные смены. Мэр Москвы Сергей Собянин в своем блоге упомянул, например, Детский морской центр имени Петра Великого, где ребята осваивали управление судами и конструирование моделей кораблей. Юные участники проекта «По пути великих открытий» в Якутии совершили сплав на байдарках по рекам Синей и Лене, а воспитанники столичного детско-юношеского центра экологии, краеведения и туризма в Мурманской области преодолели 120-километровый маршрут. Сентябрь — идеальное время, чтобы не только подвести итоги летних приключений, но и спланировать новый учебный год, полный увлекательных занятий и кружков.

Широкий выбор и специализация

Москва предлагает впечатляющее количество кружков и секций — более 135 тысяч, как на бесплатной, так и на платной основе. Записаться могут дети в возрасте от 5 до 18 лет, и более 1,5 миллиона юных москвичей уже посещают их, согласно данным Московского центра воспитательных практик Департамента образования и науки. За последние три года число школьников, занимающихся в столичных дворцах и центрах творчества, выросло на 35%.

Девочки на занятии по гимнастике.

Процесс записи максимально упрощен: это можно сделать на портале mos.ru через функцию «Запись в кружки, спортивные секции и школы искусств» или с помощью функционала «Московской электронной школы». Оба ресурса также отображают количество свободных мест в интересующих секциях.

Перед тем как сделать выбор, рекомендуется использовать фильтры по району, станции метро и направлению. А выбирать есть из чего: от экономики и бизнеса до альпинизма, от циркового искусства до естественных наук, конного спорта, медицины и основ медиаинформационных технологий.

Это лишь общие направления, каждое из которых имеет множество специализаций. Например, школьники, интересующиеся экономикой и бизнесом, могут выбрать занятия по финансовой грамотности, бизнес-планированию, развитию финансового интеллекта или основам предпринимательской деятельности.

Кроме того, с середины августа многие центры проводят свои приемные кампании, где преподаватели консультируют родителей и детей, а также проводят экскурсии по аудиториям. Евгения Родионова, педагог по астрономии из Центра научно-технического образования Московского дворца пионеров, отметила, что проще перечислить, каких кружков в Москве нет. Она рассказала историю, когда на одной из консультаций после привычных вопросов о робототехнике и программировании, мама неожиданно спросила: «Есть ли кружок по столярному мастерству?» Ей тут же утвердительно ответили и записали ребенка в Мастерскую юного инженера.

Присоединиться к занятиям можно в течение года при наличии свободных мест, но основной набор традиционно приходится на начало учебного года. Длительность программ варьируется: базовые курсы обычно рассчитаны на один учебный год, позволяя ребенку познакомиться с предметом. Самые продолжительные программы могут занимать от трех до пяти лет, например, курсы по альпинизму, требующие обширной практики.

Актуальные и новые направления

Занятия в секции боевого самбо.

Московский центр воспитательных практик выделяет следующие популярные направления:

  • Художественное творчество: изобразительное искусство, хореография, танцевальные дисциплины, театральное искусство и музыкальное образование.
  • Спортивные секции: футбол, плавание, гимнастика, единоборства.
  • Техническое творчество: робототехника, программирование, 3D-моделирование, конструирование и авиамоделирование.

Урок по моделированию в школе.

В этом учебном году появилось много интересных новинок. Центр детского творчества «Гермес» запустил секцию «Нескучная лаборатория» для научных экспериментов. А для тех, кто ищет активное времяпровождение, предлагается падел-теннис — гибрид тенниса и сквоша.

В центре детского и юношеского творчества «Бибирево» открыт курс «Нереальный продакшн», где дети освоят основы работы с трехмерной графикой для дизайна, киноиндустрии и архитектуры.

Московский дворец пионеров теперь предлагает астрономическую лабораторию для работы с космическими данными и научных проектов. Там же начал работу кружок «Наши города. Геоурбанистика». Преподаватель Центра экологического образования Александр Гречишкин рассказал, что на занятиях дети изучают формы и системы городских поселений, процессы урбанизации, разбираются, почему города имеют разную планировку и как проектируется городская среда. Обсуждаются наукограды, промышленные и туристические центры.

«Дети чаще всего записываются на кружки, будучи заинтересованными. Они не рассматривают эти занятия как дополнительную учебную нагрузку. Благодаря посещению кружков у ребенка появляется чувство внутреннего удовлетворения от того, что он знает несколько больше школьной программы. Например, на наших географических кружках мы расширяем базовые школьные знания, дополняя их темами из университетской программы, а также обращаемся к новостям научной сферы. Среди наших преподавателей в том числе люди науки — выпускники МГУ, аспиранты, кандидаты и доктор наук. Мы привыкли делиться знаниями, которые дети не встретят в школе».

— Александр Гречишкин, педагог Центра экологического образования

Центр творчества имени Косарева представил программу для юных поклонников моды и стиля, где участники смогут разработать индивидуальные гардеробы. В детском музыкальном театре «Домисолька» открылась студия анимации «Мультимузыка» для создания мультфильмов и написания к ним музыки.

Во Дворце творчества детей и молодежи в Миусах стартовала программа по созданию визуального контента с использованием нейросетей, а также курсы по управлению дронами. Во Дворце творчества детей и молодежи имени Гайдара открылся кружок ветеринарного дела, где школьников научат работать с профессиональным оборудованием, распознавать болезни животных и накладывать швы.

Преимущества и ключевые навыки

Дети на занятии.

Образовательный процесс в кружках существенно отличается от школьного, он дополняет полученные знания и гарантирует пользу при должном отношении ребенка к занятиям.

Развитие важных навыков:

  • Работа с информацией: Один из важнейших навыков, который пригодится на протяжении всей жизни, — это умение работать с различными источниками информации: статистикой, изображениями, картами, природными материалами. Это практическая часть многих занятий.
  • Владение инструментами: Например, в Московском дворце пионеров на кружке наблюдательной астрономии и фотографии ребята учатся работать с телескопом и делать снимки, правильно настраивая даже телефон.
  • Подготовка к олимпиадам: Существуют специализированные кружки, например, по олимпиадной астрономии, где разбираются сложные физические задачи. Победы в олимпиадах, как известно, открывают множество дверей.

Дополнительное образование также учит детей комбинировать знания из разных областей. Евгения Родионова, педагог по астрономии, привела пример ученика, который объединил астрономию и программирование:

«В прошлом году восьмиклассник создал свой телеграм-бот для мониторинга редкого атмосферного явления — серебристых облаков. Мы часто с ребятами ездим в экспедиции, и на одной из них он и вдохновился этим явлением. Знаю, что на бот подписаны ученые, чья специализация связана с этим редким явлением».

— Евгения Родионова, педагог по астрономии Центра научно-технического образования Московского дворца пионеров

Ребята, проявляющие усердие в кружках, часто уже со школьной скамьи готовятся к обучению в университете, привыкая к его формату. По словам Евгении Родионовой, многие дети выбирают работу над собственным проектом, изучая данные, формулируя гипотезы и предлагая решения вместе с педагогами.

«Ученица пятого класса два года назад выбрала тему «Применение данных дистанционного зондирования Земли в мониторинге для паводков и наводнений в России». Для проекта вместе с преподавателем находила все спутники, анализировала данные «Роскосмоса». Эту работу слушали на городском конкурсе, и ее высоко оценили специалисты из космической отрасли. Кроме того что ученица напомнила ребятам и всем слушателями об этой проблеме, она предложила решить ее с помощью космических технологий, а именно дистанционного зондирования Земли. Поэтому кружки — это место, где ребята могут получить знания, применить их, перевести это все из теории в практику. Мы ребят со школьных лет учим презентовать результаты работы, проекты перед аудиторией. Они учатся излагать свои мысли четко и лаконично. Выступления для них уже не источник стресса, а способ поделиться своими достижениями».

— Из рассказа педагога по астрономии

Наконец, нельзя недооценивать профориентационный эффект кружков. Многообразие направлений позволяет ребенку в течение школьных лет посещать разные секции, глубоко знакомиться с предметами, менять или совмещать интересы. Это важнейший шаг на пути к становлению интересной личностью и настоящим профессионалом своего дела.

By Дмитрий Верхов

Дмитрий Верхов - экономический обозреватель из Екатеринбурга с опытом работы в федеральных СМИ. Фокусируется на анализе экономических тенденций и технологических инноваций.

Related Post