Общественная палата Российской Федерации выступила с инициативой по восстановлению советских временных рамок для продажи алкогольных напитков — с 11:00 до 19:00. Это предложение вызвало активные дебаты среди экспертного сообщества, которое сомневается, сможет ли такая мера действительно сократить потребление алкоголя или, наоборот, приведет к увеличению объемов теневого оборота. Отметим, что в некоторых регионах страны уже действуют достаточно строгие ограничения, вплоть до нескольких часов продаж в день.

В настоящее время приобрести спиртные напитки в большинстве регионов России можно с 8:00 утра до 23:00 вечера. Однако Общественная палата считает эти рамки недостаточными. Новая инициатива предполагает постепенный переход к советской модели, сокращая время торговли на один час ежегодно. Основная цель таких преобразований — «повысить ожидаемую продолжительность жизни трудоспособного населения».
Сергей Рыбальченко
Председатель комиссии Общественной палаты по демографии
«Есть опыт советского периода, именно тогда были достигнуты рекордные показатели снижения смертности, прежде всего мужского населения, и в том числе — повышения рождаемости. Впервые за многие годы был зафиксирован рост ожидаемой продолжительности жизни, прежде всего мужчин в трудоспособном возрасте».
Однако многие специалисты полагают, что интерпретация советского опыта борьбы с алкоголизмом Общественной палатой может быть некорректной, что порождает завышенные ожидания. Денис Пузырев, эксперт алкогольного рынка и автор телеграм-канала «Пьяный мастер», выражает свои сомнения:
«Если такое предложение будет реализовано, авторы этих предложений должны прекрасно помнить, что, собственно, было в Советском Союзе, когда ограничили время, место и количество продаваемого алкоголя. Помню прекрасно огромные очереди, штурмы винных отделов, давки. Притом что уровень потребления алкоголя в позднем Советском Союзе был выше. И когда советское руководство вводило такие меры, тренд был восходящий — потребление алкоголя на душу населения, собственно, росло. Сейчас тренд нисходящий, и к чему вводить на нисходящем тренде дополнительные ограничения — абсолютно непонятно».
С 1 марта текущего года региональные власти получили право ужесточать действующие ограничения на торговлю спиртным. В результате, более 60 регионов внесли небольшие коррективы, а пять субъектов РФ ввели крайне строгие меры. Например, в Тульской области алкоголь продается с 14:00 до 22:00, в Якутии — с 14:00 до 20:00, в Туве — с 11:00 до 15:00, а в Чечне — всего с 08:00 до 10:00. Примечательно, что Вологодская область стала единственным немусульманским регионом, где время продажи ограничено всего двумя часами. Журналист из Вологды Владимир Пешков делится своими наблюдениями о ситуации на месте:
«По большому счету все подобные ограничения не ведут ни к чему, кроме как к тому, что люди как-то адаптируются к ним. Алкомаркеты в Вологде действительно закрываются, и это заметно. Есть алкомаркеты, которые переориентировались в чистом виде на еду. Люди в основном относятся к ограничениям по продаже алкоголя с иронией — ну, то, что я вижу. Кому надо — те купят или с 12 до 14 или где-то еще. Среди моих друзей появилась новая привычка — смотреть на часы, заниматься очень жестким тайм-менеджментом. Бизнес просто адаптируется: где-то закрывается, где-то открывается».
В экспертном сообществе призывают к более широкому анализу ситуации, выходящему за рамки одного региона. Андрей Ткемаладзе, независимый алкогольный эксперт, подчеркивает:
«Я думаю, что окружающие Вологодскую область регионы очень порадовались этому решению. Мы все время видим статистику по Вологде, а никто не публикует статистику по окружающим регионам. Я уверен, что там и продажи алкоголя выросли в несколько раз, и алкоголизация населения выросла почему-то. Нельзя запретительными методами решать такие проблемы».
Медицинские специалисты также не выразили особого энтузиазма по поводу новой идеи. По их мнению, простое сокращение времени продажи алкоголя не способно решить проблему системно. Алексей Казанцев, психиатр-нарколог, комментирует:
«Я больше за то, чтобы была все-таки социальная реклама, чтобы показывались по телевидению те страшные сцены, которые происходят с человеком в зависимости: алкогольные делирии, последствия в плане памяти, ухудшения мышления, чувства юмора — как протекает деградация. Вот это надо больше показывать. И ограничения тоже сыграют роль, но у зависимых приведут к тому, что те начнут употреблять контрафактную продукцию, будет продажа из-под полы. Вспоминайте времена, когда таксисты, так сказать, ездили и в багажниках возили. Все мы это уже проходили».
Помимо этого, глава думского комитета по труду Ярослав Нилов в интервью RT предложил пойти еще дальше, запретив рекламу безалкогольного пива и его продажу на заправках. Он аргументировал это тем, что безалкогольное пиво по ГОСТу может содержать до 0,5% спирта, что, по его словам, меньше, чем в кефире (0,7%) или квасе (1,2%).