Ср. Июл 23rd, 2025

Обязательное удаление контента: Новые правила для онлайн-кинотеатров

Владельцам онлайн-платформ с суточной аудиторией более 100 тысяч пользователей может быть вменена обязанность удалять материалы, которые Министерство культуры сочтет “дискредитирующими традиционные российские духовно-нравственные ценности”. Примечательно, что само понятие “традиционные духовно-нравственные ценности” до сих пор не имеет четкого определения в действующем законодательстве.

Кинотеатр
Фото: Фотобанк «Лори»

Комитет Государственной Думы по информационной политике выступил с рекомендацией принять поправки, которые обяжут владельцев онлайн-кинотеатров, веб-сайтов и социальных сетей блокировать материалы, признанные дискредитирующими традиционные ценности. Эти изменения, доработанные ко второму чтению, касаются законов «Об информации» и «О государственной поддержке кинематографа» и вводят новые нормы как для онлайн-площадок, так и для личных страниц пользователей. Инициатором поправок является первый заместитель председателя профильного комитета Госдумы Антон Горелкин.

Согласно предложенным изменениям, помимо крупных онлайн-кинотеатров, обязанность по удалению контента, признанного Минкультом «дискредитирующим традиционные российские духовно-нравственные ценности» или лишенного прокатных удостоверений, распространится на владельцев сайтов с фильмами, чья ежедневная аудитория превышает 100 тысяч человек. Аналогичные требования будут предъявлены к социальным сетям с аудиторией более полумиллиона пользователей в сутки, которые также будут обязаны блокировать подобные материалы на страницах своих пользователей.

Однако, как подчеркивает управляющий партнер Коллегии медиаюристов Федор Кравченко, ключевое понятие «дискредитация традиционных ценностей» остается законодательно неопределенным.

Федор Кравченко
управляющий партнер Коллегии медиаюристов
«На сегодняшний день ни в законах, ни в подзаконных актах, ни в судебной практике не определено понятие “ценность”, “нравственно-духовная ценность”, используемое в законопроекте. Такая неопределенность позволяет толковать его чрезвычайно широко, что недопустимо, поскольку это ограничивает одно из основных прав человека – получать и распространять информацию. Понятие “традиционности” применительно к ценностям также крайне размыто, ведь то, что традиционно для одной части общества веками, для другой могло стать таковым лишь недавно. Это потребовало бы бесконечных уточнений и определений, что в конечном итоге оказалось бы невозможным».

Ранее уже сообщалось, что в первом чтении поправок предусматривалось исключение из легальных онлайн-кинотеатров фильмов и сериалов, не имеющих прокатных удостоверений. Исторически прокатные удостоверения требовались для офлайн-проката и трансляций на телевидении, при этом для сериалов они, как правило, не выдавались вовсе.

Представители «Кинопоиска» ранее выражали опасения, что в случае принятия закона в первоначальном виде сервису пришлось бы удалить до 90% имеющегося контента. Процесс получения прокатных удостоверений для такого объема материалов занял бы годы. Важно отметить, что онлайн-площадки заключают соглашения об авторских правах и отчислениях еще на ранних стадиях производства проектов, что составляет основу их доходов. Массовая и неконтролируемая блокировка контента грозит индустрии значительными финансовыми потерями.

Тем не менее, глава комитета Госдумы по информполитике Сергей Боярский ранее заявлял, что уже размещенный контент не будет пересматриваться на предмет выдачи прокатных удостоверений, и поправки коснутся лишь новых загрузок. Однако эксперты, изучившие обновленные тексты поправок, не нашли этому подтверждения. В них по-прежнему содержится требование для владельцев аудиовизуальных сервисов не допускать распространение фильмов без прокатных удостоверений, при этом «показ фильма» теперь включает его распространение через аудиовизуальный сервис.

В дополнение, первое чтение поправок содержало норму, позволяющую Минкульту отказывать в выдаче прокатного удостоверения, если материал отрицает традиционные ценности.

По словам главного редактора портала «Зумфильм» Александра Голубчикова, российская киноиндустрия уже находится в сложном положении: безопасно создавать можно лишь сказки. Фильмы, затрагивающие, например, тему домашнего насилия, уже сталкиваются с отказами в получении прокатных удостоверений.

Александр Голубчиков
главный редактор портала «Зумфильм»
«Никто не может предсказать, на какой “подводный камень” можно наткнуться. Любой контент может быть подвергнут остракизму, поэтому сейчас безопасно снимать разве что сказки. Что касается онлайн-кинотеатров, им придется постоянно отслеживать предписания и, вероятно, чистить свои каталоги или вносить изменения в проекты. Уже сейчас значительное количество проектов было удалено из библиотек или перемонтировано, как в случае с “Клиникой счастья”, где были переозвучены и перемонтированы сцены, чтобы исключить “крамолу”, либо вовсе удалены».

Второе чтение законопроекта, включающего эти поправки, запланировано на вторник, 22 июля.

By Дмитрий Верхов

Дмитрий Верхов - экономический обозреватель из Екатеринбурга с опытом работы в федеральных СМИ. Фокусируется на анализе экономических тенденций и технологических инноваций.

Related Post