С сентября текущего года российские граждане получат возможность оформлять проездные документы на поезда и осуществлять посадку, используя биометрические данные. Эта инновационная услуга будет доступна тем пользователям Единой биометрической системы (ЕБС), которые заранее зарегистрировали свои биометрические данные.

Согласно новому постановлению правительства, с 1 сентября внедряется возможность приобретения билетов на поезда дальнего следования по биометрии. Помимо этого, пассажиры смогут воспользоваться биометрическими данными и при посадке в вагон. Реализация данной функции будет осуществляться через интегрированные системы: Единую систему идентификации и аутентификации (ЕСИА) и Единую биометрическую систему (ЕБС), при условии наличия необходимой технической базы у железнодорожных перевозчиков.
Эта опция распространится и на высокоскоростные поезда. Доступ к услуге получат граждане, уже зарегистрировавшие свои биометрические данные в ЕБС. Однако традиционные методы покупки билетов также продолжат действовать. Детали процесса посадки с использованием биометрии разъяснил советник генерального директора Центра биометрических технологий, Константин Ярославский.
«Предполагается, что у проводника будет планшетное устройство. Пассажир, заранее зарегистрировавший свои данные в Единой биометрической системе, сможет подойти к проводнику при посадке, посмотреть в камеру планшета, подтвердить свою личность и пройти на поезд без предъявления паспорта. Важно подчеркнуть, что этот сервис предназначен только для тех граждан, которые, во-первых, зарегистрировали свои биометрические данные, и во-вторых, активировали соответствующую услугу, дав согласие на обработку данных в рамках конкретного сценария. Дополнительное оборудование не потребуется; будут использоваться специальные лицензированные устройства российского производства. Вы просто подходите к проводнику, сообщаете о желании пройти по биометрии, проводник активирует планшет, вы смотрите в камеру, и личность подтверждается. Проверка паспорта обычно занимает 15-20 секунд. К этому нужно добавить время на поиск паспорта в вещах, что занимает еще около 15 секунд. Мы ожидаем, что использование биометрии позволит сократить время посадки на поезд примерно вдвое, то есть с 30 секунд до 10-15 секунд».
советник генерального директора Центра биометрических технологий
Возможные нюансы работы биометрической системы посадки в регионах с нестабильным интернет-соединением прокомментировал аналитик ICT-Online.ru Андрей Блинов.
«Для обеспечения бесперебойной связи наиболее очевидным решением является использование Wi-Fi, который, как известно, менее подвержен существующим ограничениям и перебоям. Второй вариант – создание локальных частных мобильных сетей, когда оператор разворачивает базовые станции для покрытия определенной территории. Пока сложно сказать, как именно это будет реализовано, возможно, каждый перевозчик получит индивидуальные рекомендации. От DDoS-атак и других киберугроз, конечно, никто не застрахован, и полную гарантию бесперебойной работы любой системы дать невозможно. Однако в контексте аутентификации пассажиров новая биометрическая система достаточно легко заменяется стандартной проверкой паспорта. В случае сбоя проводники смогут беспрепятственно продолжить посадку пассажиров по классической схеме. Несмотря на то, что Единая биометрическая система функционирует уже давно и активно используется банками, у граждан всё ещё существует определённое недоверие к биометрии, её безопасности и надёжности. При этом, по крайней мере, о массовых утечках биометрических данных не сообщалось».
аналитик ICT-Online.ru
Инициатива по внедрению биометрической посадки на поезда была одобрена ещё в феврале текущего года. Об этом тогда информировал глава аппарата правительства Дмитрий Горенко. Сообщалось, что новая услуга будет предварительно проходить закрытое тестирование, и только после успешного завершения станет доступна широкому кругу граждан.