Турция с 1 июля 2024 года увеличила транзитные сборы для судов, проходящих через стратегически важные для мировой торговли проливы Босфор и Дарданеллы, на 15 процентов. С 2022 года общая стоимость транзита через эти проливы возросла в 7,2 раза.
По мнению доцента кафедры экономической теории РЭУ им. Г.В. Плеханова Екатерины Новиковой, повышение тарифов неизбежно отразится на конечных ценах для потребителей. Эксперт прогнозирует рост стоимости товаров, перевозимых через Босфор и Дарданеллы, на 5-10 процентов. Новикова отметила, что Анкара, по сути, использует свое положение ключевого транспортного узла, особенно укрепившееся после введения антироссийских санкций. Существующие альтернативные пути, по ее словам, пока не являются оптимальными для российских судов.
Эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков указал, что, согласно Конвенции Монтре, Турция не имеет права взимать плату непосредственно за проход судов. Сборы допускаются только за дополнительные услуги. Юшков также связал действия Турции с ее планами по развитию канала «Стамбул», который является альтернативой Босфору. Создавая периодические сложности для судоходства в проливах, Анкара, возможно, стремится продемонстрировать важность нового канала, использование которого будет платным.
Отмечается, что до 2022 года стоимость транзита через проливы оставалась практически неизменной в течение почти сорока лет. В 2022 году плата была повышена, а в 2023 году последовало очередное увеличение на восемь процентов, доведя ставку до 4,42 доллара.