После двухнедельного перерыва, вызванного российско-белорусскими военными учениями «Запад-2025», Польша возобновляет движение через границу с Беларусью. По мнению экспертов, краткосрочное закрытие не нанесло существенного ущерба бизнесу, однако логистические компании сталкиваются с серьезными трудностями на российско-казахстанской границе, где третью неделю наблюдаются многокилометровые пробки.

Как сообщил премьер-министр Польши Дональд Туск, пограничные переходы с Беларусью вновь заработают в ночь на 25 сентября. Движение было приостановлено с 12 сентября в связи с проведением совместных военных учений «Запад-2025» между Россией и Беларусью.
Ранее президент Беларуси Александр Лукашенко охарактеризовал решение Польши как недружественное действие, направленное против Китая, подчеркнув, что именно через эти страны пролегает ключевой железнодорожный маршрут для транспортировки грузов из Китая в Европу.
Влияние на логистику и бизнес
Старший партнер компании «Оптималог» Георгий Властопуло прокомментировал ситуацию:
«В первую очередь закрытие польско-белорусской границы сказалось на перевозчиках и транспортных компаниях, осуществляющих доставку грузов между Европейским союзом, Беларусью и Россией. Также пострадали предприятия, связанные с транзитом китайских товаров в ЕС, которые проходили через Беларусь и Польшу. Однако я бы не стал говорить о значительных убытках для многих предприятий, поскольку закрытие границы продлилось недолго — всего две недели. Конечно, это повлияло на простой транспортных средств и скорость доставки, но логистика в целом постоянно сталкивается с перестройками цепочек поставок из-за различных геополитических аспектов, начиная с COVID-19 и заканчивая событиями 2022 года. Участники отрасли уже адаптировались к подобным моментам, и такие проблемы перестали быть для нас экстраординарными. Китайские грузы, безусловно, ожидают открытия границы 25 сентября и затем продолжат движение. За 2024 год между Китаем и Европой было отправлено 19 тысяч поездов в обе стороны, и мир логистики очень адаптивен, так что ничего страшного.»
Проблемы на российско-казахстанской границе
Значительно более серьезные логистические трудности испытывают российские компании на границе с Казахстаном. Предприниматели сообщают о многодневных заторах, где, по некоторым данным, скопилось до семи тысяч грузовиков. Проблемы, вызванные ужесточением таможенных досмотров, продолжаются уже третью неделю.
Учредитель транспортно-логистической компании «VIG Транс» Игорь Ребельский дал свою оценку происходящему:
«Мы действительно видим большое скопление транспортных средств на юге, доходящее до семи тысяч единиц. Основной причиной называют ужесточение контроля со стороны России. Российские пограничники усилили проверку грузов, увеличили время досмотра, ввели дополнительные процедуры, включая тщательный контроль документов и соблюдение санитарных норм. Есть мнение, что это связано с обязательным использованием QR-кодов для безвизового въезда, по которому иностранцы должны заполнять электронную анкету не менее чем за 72 часа до поездки в Россию. Безусловно, для бизнеса это крайне негативно, поскольку все последствия государственной риторики или изменения норм в первую очередь бьют по бизнесу и конечному получателю товара. Но это временный вопрос, я думаю, в ближайшие несколько дней ситуация стабилизируется, и все грузы будут двигаться как раньше, по нормальным срокам и маршрутам следования.»