Программа International Baccalaureate (IB) предоставляла выпускникам уникальную возможность поступать в ведущие мировые университеты без дополнительных экзаменов. В Московском регионе она действовала в 29 школах и пользовалась высокой популярностью. Чем же объяснялся такой интерес к этой программе в России?

Основным преимуществом IB было мировое признание её диплома. Выпускники могли быть зачислены без вступительных испытаний в примерно 2 тысячи университетов по всему миру, включая такие престижные учебные заведения, как американские Гарвард и Принстон, британские Оксфорд и Кембридж, а также ведущие российские вузы. В общей сложности около 6 тысяч школ в более чем 150 странах предлагают программу IB, большинство из них расположены в США, Канаде и Европе. В России школы IB находились в Москве, Санкт-Петербурге, Казани и других регионах.
Структура программы International Baccalaureate включает соответствие национальным образовательным стандартам в средней школе (в России — ФГОС), а в старших классах предлагается двухгодичный курс Diploma Programme (DP). Ученики выбирают шесть предметов из различных областей (литература и родной язык, иностранный язык, обществознание, естественные науки, математика и искусство), три из которых изучаются на углубленном уровне.
Для получения диплома обязательными являются выполнение исследовательских работ и сдача экзаменов. Обучение в российских школах, предлагавших IB, до девятого класса часто велось на русском языке, а в старших классах — на английском. Асия, выпускница программы IB из Татарстана, ныне студентка престижного американского вуза, делится своим опытом:
«Диплом ученик получает, если он успешно оканчивает последние два года. С вузом и с пониманием, чем хочешь заниматься, ты определяешься примерно в конце первого года DP. Шесть профильных предметов в этом плане помогают: ты понимаешь, чем ты хочешь заниматься на протяжении школы, и идешь в этих направлениях, конкретно выбирая и сдавая те предметы, которые тебе нужны. Как нам говорили преподаватели, если вы завершили программу DP, первый курс университета будет очень легким для вас, потому что эти навыки самоорганизации, баланса, чтобы учиться и отдыхать, — все это нарабатывается во время этих двух лет. Конечно, это сложно — информации и предметов очень много, и по всем нужно преуспеть, но это тренирует тебя на протяжении всего процесса обучения. Ты постоянно тренируешь навык коммуникации, индивидуальной работы. Сам ты должен подойти, спросить, сам должен что-то найти, ресурсы свои указать, которые ты использовал. Все проверяется на плагиат очень жестко. Это тоже ответственности учит, взрослому взгляду: если ты сейчас не постараешься, то эти два года просто будут потрачены напрасно, и будет обидно, если ты не сдашь экзамены или сдашь их плохо.»
В 2023 году стоимость обучения по программе IB для старшеклассников в Москве варьировалась от 1 до 3,2 миллиона рублей, по данным издания EdDesignMag.
Причины признания IB нежелательной организацией
Генеральная прокуратура РФ объявила International Baccalaureate нежелательной организацией, утверждая, что её цель — «форматирование российской молодежи по западным шаблонам». По мнению ведомства, представители IB «навязывают свое видение исторических процессов, искажают общеизвестные факты», занимаются «антироссийской пропагандой» и продвигают «нетрадиционные ценности, основанные на идеологии запрещенных экстремистских объединений».
Влияние на российское образование
Признание International Baccalaureate нежелательной организацией наносит серьезный удар по образовательным возможностям детей экспатов, обучавшихся в международных школах. Доцент департамента образовательных программ Института образования ВШЭ Сергей Косарецкий отмечает, что поступление в зарубежные вузы было одной из причин выбора IB, но многие родители ценили программу в первую очередь за высокое качество образования.
«Преимущества были связаны с качеством образования, передовыми технологиями обучения и квалификацией педагогов. Школы, которые следовали этим стандартам, безусловно, относятся к группе лучших российских школ, а учителя — часть когорты наиболее квалифицированных и эффективных российских учителей. Статистика, которая мне известна, показывает, что далеко не все выпускники этих школ поступали в зарубежные вузы, а значит, выбор был сделан, исходя из качества образования.»
Сергей Косарецкий
доцент департамента образовательных программ Института образования ВШЭ
Он объясняет, что особую ценность дипломам IB придавали передовые методики преподавания, которые интегрировали лучшие мировые исследования и тренды в организации учебного процесса, обратной связи, взаимодействия учащихся, а также в проектной и исследовательской деятельности. Это способствовало поддержанию мотивации и интереса детей к обучению.
Перспективы и альтернативы
Вследствие нового статуса IB, всем школам, работавшим по этой программе, придется срочно менять свои учебные планы. Представители школ «Летово» и Калужской международной школы подтвердили закрытие программы. Британская Московская Школа, например, переходит на британскую программу A-Level, которая включает три профильных предмета, менее требовательна к знанию английского языка и обеспечивает поступление в вузы США, Канады, Великобритании и Европы.
Однако будущее программы A-Level также остается неопределенным, учитывая, что ранее нежелательными были признаны Британский Совет (организатор международного экзамена IELTS) и Йельский университет, а теперь и International Baccalaureate.