В эксклюзивном интервью для Бизнес ФМ ректор Московского физико-технического института (МФТИ) Дмитрий Ливанов обсудил широкий круг вопросов: от особенностей приемной кампании и качества подготовки современных студентов до влияния искусственного интеллекта на образовательный процесс и стратегического развития вуза. Беседу вел главный редактор Бизнес ФМ Илья Копелевич.
Ректор Московского физтеха Дмитрий Ливанов.
Q: Дмитрий Ливанов, поскольку мы встречаемся в начале учебного года, расскажите, пожалуйста, об итогах приемной кампании и среднем балле абитуриентов МФТИ в этом году.
A: Приемная кампания завершилась успешно. На первый курс бакалавриата принято чуть более тысячи человек. Средний балл поступивших составил 97,6 из 100, что традиционно подтверждает высокий уровень подготовки наших абитуриентов.
Q: Тысяча студентов — это относительно небольшой набор по сравнению с другими вузами. Чем это обусловлено?
A: Мы сознательно не стремимся к значительному расширению приема, несмотря на высокий спрос. Для нас крайне важно поддерживать высокое качество образования и интеллектуальный уровень студентов, ведь они учатся не только у преподавателей, но и активно обмениваются знаниями друг с другом. Высокий средний уровень интеллекта в студенческой среде способствует общему развитию.
Q: Можно сказать, что это уровень абсолютной сборной?
A: Фактически да. Среди наших первокурсников этого года 227 победителей и призеров Всероссийской олимпиады школьников (ВсОШ) по различным предметам, а 16 — члены сборных команд России, выступавшие на международных олимпиадах.
Q: Какие олимпиады дают право на поступление в МФТИ?
A: Всероссийская олимпиада школьников — самая престижная и сложная. Её призеры и победители поступают к нам вне конкурса. Что касается вузовских олимпиад, то только собственная олимпиада Физтех, сопоставимая по сложности, дает такое право. Победителям других олимпиад необходимо сдавать ЕГЭ.
Q: Сколько стобалльников и многобалльников среди поступивших?
A: В этом году у нас 285 стобалльников по одному предмету. 50 студентов набрали 200 баллов, а 5 человек — 300 баллов по ЕГЭ, что составляет почти половину от общего числа таких абитуриентов в России (12 человек).
Q: Это всё бюджетные места?
A: Да, все перечисленные достижения относятся к бюджетному набору.
Q: А как обстоят дела с платным обучением?
A: Набор на платное отделение невелик, около 150-200 человек ежегодно, поскольку наши возможности по предоставлению общежития для первокурсников ограничены. Средний балл платных студентов также очень высок — около 92 в этом году. Часто обучение оплачивается спонсорами — компаниями или частными лицами, предоставляющими гранты талантливым абитуриентам, которым немного не хватило для бюджета.
Q: Какова стоимость обучения в МФТИ?
A: В этом году стоимость составила около 750-800 тысяч рублей в год, и в следующем году мы планируем её повысить. Мы считаем, что качественное образование стоит дорого и является не расходом, а инвестицией, которая многократно окупится в будущем.
Q: При такой стоимости и привлекательности бренда МФТИ, желающих поступить на платное отделение, вероятно, гораздо больше, чем вы принимаете. Чем вызвано это самоограничение?
A: Конкурс на платное отделение действительно есть. Мы принимаем ровно столько студентов, сколько можем обеспечить местами в общежитии для первокурсников.
Q: В связи с мерами по регулированию количества платных мест, особенно на гуманитарных специальностях, вас это, вероятно, не коснется?
A: Думаю, что нет, поскольку мы сами ограничиваем набор. В целом же я считаю эту меру правильной, так как важно обеспечить высокое качество образования независимо от его формы, чтобы выпускники получали реальные компетенции и были востребованы на рынке труда.
Q: Я знаю, что вы и преподаватели МФТИ тестируете себя, сдавая ЕГЭ. Как это проходит, ведь контрольные задания изменились с тех пор, как вы учились?
A: Мы действительно писали условный ЕГЭ, решая первую часть из 20 задач за час. Все справились. Целью эксперимента было не проверить себя, ведь без подготовки нам было бы сложно поступить в хороший университет сегодня, а показать школьникам, что физика — это интересно и несложно. Мы хотим стимулировать выбор ЕГЭ по физике, так как эта наука лежит в основе всех технологических и инженерных профессий, открывая путь в будущее.
Q: В прошлом году первокурсникам МФТИ на контрольной дали экзаменационные задания 1973 года. Зачем был проведен такой эксперимент?
A: Это был педагогический эксперимент. В феврале этого года мы провели контрольную работу для первокурсников, используя задачи вступительных экзаменов МФТИ 1973 года. Оказалось, что 90% наших студентов успешно справились, показав результаты, достаточные для поступления тогда. И это притом, что они специально к этим задачам не готовились, в отличие от абитуриентов 1973 года.
Q: То есть, уровень абитуриентов не снизился?
A: Именно так. Этот эксперимент развеял миф о том, что советское школьное образование было несравнимо лучше, а современные школьники слабее. Мы убедились, что первокурсники МФТИ 2025 года не уступают своим сверстникам 50-летней давности.
Q: Вы и ректор Бауманки несколько лет выступаете за то, чтобы в МФТИ и МГТУ при приеме учитывались только три ЕГЭ: физика, математика, информатика, а русский язык был зачтен. Почему это решение до сих пор не принято?
A: Суть предложения в том, чтобы русский язык имел меньшее влияние на конкурсный балл. Сейчас его оценка имеет такой же весовой коэффициент, как и профильные предметы, что, по нашему мнению, некорректно. Сложность и трудоемкость профильных экзаменов (физика, математика, информатика) значительно выше, чем русского языка. Нам важны школьники, ориентированные именно на эти предметы. Если абитуриент набрал 95 баллов по русскому и 80 по физике, он может быть приравнен к тому, у кого наоборот, или даже проиграть тому, у кого по физике больше, но по русскому меньше, что мы считаем неправильным.
Q: Будет ли это решено в этом году?
A: Трудно сказать, это зависит от Министерства науки и высшего образования. В Советском Союзе ведущие университеты имели свои особые правила вступительных испытаний. Мы просим предоставить нам возможность выбирать абитуриентов так, как мы считаем более правильным, учитывая специфику подготовки инженерных кадров.
Q: Известно, что учиться в МФТИ очень трудно. Какой отсев студентов?
A: Отсев студентов за весь период обучения (четыре года) традиционно составляет от 20% до 25%, что, на наш взгляд, не так много. Часть студентов, которым сложно, переводится в другие вузы, где их охотно принимают, кто-то берет академический отпуск и потом возвращается.
Q: Вы ввели обязательное изучение китайского языка. Как это работает?
A: Это уже не эксперимент, а часть нашей образовательной программы. Теперь для каждого студента после освоения английского языка на определенном уровне изучение китайского становится обязательным.
Q: То есть английский всё-таки первый?
A: Да, английский первый, китайский второй. Мы это сделали, поскольку значимость китайского языка в мире неуклонно растет.
Q: Студенты могут выучить технический китайский, помимо сложной основной программы?
A: Технический китайский, более простой по сравнению с литературным, приобретает особую важность. Для современного инженера крайне важно уметь разбираться в технической документации на китайском языке. Изучение любого языка, кроме того, развивает внимание, память и мышление, способствуя общему интеллектуальному развитию. Более половины научных публикаций по естественным наукам и значительная часть технической документации в мире сегодня выпускаются на китайском языке или с участием китайских авторов.
Q: Многим кажется, что доступность ИИ подрывает способности студентов и мешает им учиться традиционным способом.
A: Это действительно так. Широкое применение ИИ и глубокого обучения создало новую ситуацию в образовании, обесценив ряд традиционных педагогических инструментов. Например, письменные домашние работы утратили смысл, поскольку до 90% студентов прибегают к нейросетям. И, возможно, это правильно, если такая возможность есть.
Q: Когда вы приняли решение отказаться от таких домашних заданий?
A: Любой профессиональный преподаватель сам приходит к такому решению, это не требует централизованного регулирования. Однако важно помнить, что ИИ не всегда предоставляет корректные ответы.
Q: Были ли курьезные случаи, когда студенты сдавали работы, выполненные ИИ?
A: Дело не в этом, но я читал интересные примеры. Например, Chat GPT-5 неправильно ответил на вопрос о смене дня и ночи, если Земля перестанет вращаться вокруг своей оси. Или на вопрос о чашке без дна, но с запаянным верхом, нейросеть ответила, что из неё нельзя пить, не догадавшись её перевернуть. Качество ответов будет расти, но важно понимать, что нейросеть компилирует усредненный ответ из огромного объема интернет-информации. Часто он правильный, но бывают вопросы, на которые ИИ не может дать верный ответ. В этом смысле нейросети могут освободить людей от рутинных интеллектуальных задач, таких как проверка тестов в образовании, позволяя педагогам сосредоточиться на творческой деятельности.
Q: Что заменяет традиционные домашние задания?
A: Парадоксально, но на смену им приходит живое общение между студентом и преподавателем. По сути, мы возвращаемся к средневековой модели образования, основанной на непосредственной коммуникации между учителем и учеником, или мастера и подмастерья. Массовая система образования с её конвейерным подходом столкнулась с вызовами, требующими перестройки.
Q: При МФТИ возникли пять научно-исследовательских институтов. Один из них — Институт искусственного интеллекта?
A: Мы несколько лет работаем над созданием системы прикладной науки внутри Физтеха. Институт искусственного интеллекта был создан в этом году путем объединения более 20 лабораторий и центров с разных факультетов для обеспечения синергии среди исследователей в области ИИ и нейросетей. Этот институт ориентирован на коммерциализацию разработок, выполняя заказы для компаний и государства.
Q: Зачем МФТИ понадобилось зарабатывать деньги?
A: Хотя мы некоммерческая организация, развитие требует значительных ресурсов. Университет, претендующий на лидерство, нуждается в больших инвестициях. Главный объект инвестиций — это люди. Например, в IT-отрасли сейчас высокие зарплаты, и компании активно переманивают специалистов. Чтобы привлекать и удерживать высококлассных преподавателей, необходимо предлагать конкурентоспособные зарплаты, сопоставимые с коммерческим сектором.
Q: Готовят ли в России специалистов по ИИ как по отдельной специальности?
A: У нас нет отдельного факультета ИИ, хотя есть образовательная программа в этой области. ИИ — это не самостоятельная наука, а междисциплинарная область на стыке математики, компьютерных наук и микроэлектроники. Российская математическая школа очень сильна, она формировалась ещё в Российской империи и достигла расцвета в СССР. К счастью, мы сохранили этот потенциал. Поэтому в области ИИ мы вполне конкурентоспособны. Для успешного развития ИИ нужен естественный интеллект — высококвалифицированные специалисты, преимущественно с математическим образованием, которые в России есть.
Q: Институт нацелен на коммерциализацию. Каков рынок его услуг? Кто является заказчиком и спонсором исследований?
A: Эти исследования оплачивают компании или государство. Инструменты ИИ позволяют значительно повысить экономическую эффективность бизнеса, например, автоматизировать рутинные процессы в колл-центрах, при взаимодействии с потребителями в финтех-компаниях или в логистике. Роботы — это воплощённый ИИ, способный не только мыслить и принимать решения, но и выполнять физические действия, освобождая человека от ручного труда.
Q: Расскажите подробнее о специализации института ИИ.
A: Мы концентрируемся на нескольких направлениях, где мы действительно сильны. Одно из ключевых направлений — робототехника, создание как программных продуктов, так и полноценных робототехнических систем. Также институт разрабатывает ассистентов и помощников человека, призванных освободить его от рутинных интеллектуальных задач. Например, помощник учителя, который может значительно снизить трудозатраты педагога, например, при проверке домашних заданий и других работ. Это актуально как для средней школы, так и для высшего образования. Наши разработки также востребованы в различных отраслях экономики, от здравоохранения до материалоёмких производств, таких как горнодобывающая промышленность и металлургия.