Вс. Ноя 16th, 2025

Российский рынок грузоперевозок теряет участников: убыточность и конкуренция ведут к сокращению числа компаний

Грузовик на дороге
Фото: Александр Манзюк / Коммерсантъ

Российский рынок грузоперевозок ожидает значительное сокращение числа участников. Согласно прогнозам, к концу текущего года отрасль может потерять каждого шестого перевозчика из числа оставшихся, при этом с начала года их количество уже уменьшилось на 20 процентов.

Основной причиной такой динамики является убыточность бизнеса. Перевозчики сталкиваются с низкими тарифными ставками, в то время как их расходы на топливо, лизинг транспортных средств и заработную плату персонала резко возросли.

По оценкам Людмилы Симоновой, управляющего партнера M.A.Research, сокращение числа игроков на рынке может привести к увеличению стоимости услуг на 15-20 процентов относительно уровня первого полугодия, что, в свою очередь, стабилизирует ситуацию и замедлит отток компаний. Роман Ромашевский, финансовый директор транспортной компании ПЭК, отмечает, что уже с октября ставки выросли на 13 процентов, достигнув 75 рублей за километр.

Дальнейший рост тарифов участники рынка связывают с уменьшением доступного автопарка. В первой половине 2025 года компании приобрели в финансовый лизинг всего 11,9 тысячи грузовых автомобилей, что в 1,6 раза меньше, чем за аналогичный период прошлого года. При этом лизинговым компаниям было возвращено значительно больше — 42 тысячи грузовиков. Продажи седельных тягачей, по данным Автостата, за первые девять месяцев года сократились более чем втрое.

Совместный обзор ПЭК и M.A.Research прогнозирует, что совокупная выручка отрасли в текущем году увеличится лишь на один процент, достигнув 2,63 триллиона рублей. Этот показатель значительно ниже уровня инфляции. Примечательно, что для достижения даже такого скромного роста необходимы очень высокие результаты в четвертом квартале, поскольку в первом полугодии выручка сократилась на пять процентов.

Кроме внутренних проблем, российские перевозчики испытывают давление со стороны китайских конкурентов. Как сообщил Вадим Филатов, заместитель директора ПЭК, китайские компании активно вытесняют отечественных игроков благодаря более выгодным условиям — низким кредитным ставкам в Китае и дешевой технике. Кроме того, они часто игнорируют ряд требований, обязательных для российских участников рынка. Эта тенденция особенно заметна на маршрутах между Россией и Китаем.

By Дмитрий Верхов

Дмитрий Верхов - экономический обозреватель из Екатеринбурга с опытом работы в федеральных СМИ. Фокусируется на анализе экономических тенденций и технологических инноваций.

Related Post