
Крупнейшие российские производители сельскохозяйственной техники прогнозируют значительное сокращение объемов производства — на 20-30 процентов — по итогам 2025 года. Основной причиной называется нехватка средств у аграриев для обновления своего парка техники. Такие оценки, согласно информации «Ведомостей», исходят от ключевых игроков рынка.
Представитель Кировского завода, базирующегося в Санкт-Петербурге и известного своими тракторами, оценил потенциальное падение производства в диапазоне 20-25 процентов. Конкретные абсолютные цифры не были названы, однако годом ранее завод выпустил 2,8 тысячи единиц техники.
Константин Бабкин, совладелец «Ростсельмаша» и президент ассоциации «Росспецмаш», предвидит еще более значительное сокращение — до 30 процентов. Он отметил, что из-за сложной рыночной конъюнктуры «Ростсельмаш», который в августе перешел на трехдневную рабочую неделю, планирует произвести всего 2,7 тысячи комбайнов и 800 тракторов.
В связи с этим «Ростсельмаш» был вынужден отказаться от некоторых долгосрочных инвестиционных проектов. Среди них — строительство нового завода гидростатических трансмиссий и модернизация предприятия точного литья, на которые предполагалось выделить 17 миллиардов рублей. По мнению Бабкина, существующие меры государственной поддержки оказались недостаточными для компенсации снижения спроса на рынке.
Ассоциация «Росспецмаш» сообщает, что за первые семь месяцев текущего года объемы поставок российской сельхозтехники на внутренний рынок снизились на 30 процентов в денежном эквиваленте. Особенно заметным стало падение продаж зерноуборочных комбайнов — в полтора раза.
Поясняя ситуацию, представитель отраслевой ассоциации отметил, что текущие финансовые инструменты лишь помогают предотвратить еще более глубокий кризис и имеют ограниченное, точечное воздействие. Аналитики, опрошенные «Ведомостями», считают, что дальнейшее развитие ситуации в следующем году будет зависеть от масштабов государственной поддержки и уровня ключевой ставки. Без ее снижения фермерам будет экономически выгоднее продолжать ремонт существующей техники, нежели приобретать новую.
Как пояснил Андрей Недужко, генеральный директор агрохолдинга «Степь», в обычных условиях аграрии ежегодно обновляют 10-15 процентов своего технического парка. Однако сейчас, в условиях низкой рентабельности, большинство хозяйств не могут позволить себе такие значительные инвестиции.
В то же время министр сельского хозяйства России Оксана Лут высказала мнение, что основной причиной падения продаж является нежелание производителей техники снижать цены. По ее словам, текущая ценовая политика воспринимается как ультиматум для аграриев.
К слову, ранее уже поступали данные о том, что средний возраст легковых автомобилей в России за период с 2020 по 2025 год вырос с 13,6 до 15,5 лет.