В данной статье мы рассмотрим, что привлекает африканских студентов в российском образовании, а также какие страны являются основными конкурентами России в борьбе за молодые таланты континента.

Россия зарекомендовала себя как популярное направление для получения высшего образования среди африканских студентов, многие из которых впоследствии занимают значимые посты в правительствах и парламентах своих стран. Например, 22 государственных деятеля из Анголы, Намибии, Мали, Мозамбика и Республики Конго являются выпускниками российских университетов. Эти данные подтверждены в экспертно-аналитическом справочнике Центра изучения Африки Высшей школы экономики.
Согласно статистике Министерства образования и науки, в 2024 году российские высшие учебные заведения приняли 35 тысяч студентов из африканских государств, что немного больше, чем 33 тысячи в 2023 году. Это число сопоставимо с уровнем 1980-х годов, когда в СССР обучалось аналогичное количество африканцев. Значительная часть этих студентов получает образование на бюджетной основе и обеспечена стипендиями. В текущем учебном году для абитуриентов из Африки было предусмотрено около 4800 бюджетных мест.
Почему Россия? Мнения студентов и экспертов
Среди тех, кто обучался на бюджетной основе, – недавний выпускник РАНХиГС Жозе Фернанду Самбу, ныне возглавляющий отдел по работе с государственными и дипломатическими представительствами африканских стран. Он поделился своими мотивами:
«У меня всегда была мечта учиться в России, привлекающей мощными образовательными традициями и знаменитыми научными школами, особенно в естественно-научных и технических областях. Я поступил на бюджетное место, пройдя строгий конкурсный отбор у себя на родине. Считаю, что Россия является ключевым игроком на международной арене, формирующим глобальную повестку. Поэтому для меня было крайне важно изучить процессы изнутри, понять российскую позицию и, возможно, способствовать укреплению партнерских связей между нашими государствами. Меня также всегда увлекала богатая русская культура, история и язык. Я уверен, что полученное здесь образование станет ценным активом для моей будущей карьеры. Хотя я рассматривал и другие варианты, например, Португалию с её португалоязычными программами, моё стремление учиться именно в России оказалось сильнее.»
Однако многие африканские студенты также выбирают платное обучение или поступают по целевым направлениям. Эксперты отмечают, что стоимость некоторых российских образовательных программ вполне сопоставима с ценами в африканских университетах. Особой популярностью пользуются медицинские и технические направления, в частности, энергетика и строительство. Олег Цапко, председатель Всероссийского студенческого союза, отмечает:
«Россия предлагает выдающееся образование по множеству направлений, включая медицину и инженерные науки, создавая благоприятную академическую среду. Мотивированные молодые люди приезжают к нам, чтобы получить качественное техническое, инженерное, медицинское и прочее образование. В целом, российское общество открыто и доброжелательно к иностранным студентам, что им хорошо известно.»
Среди известных выпускников российских вузов, например, Российского университета дружбы народов (РУДН), можно назвать Юсуфа Салеха Аббаса, занимавшего пост премьер-министра Республики Чад в период с 2008 по 2010 год. Также в Московском Институте Африки РАН защищал докторскую диссертацию Жан Пинг, возглавлявший 59-ю сессию Генеральной Ассамблеи ООН.
Международная конкуренция и “мягкая сила”
Однако Россия не является единственным игроком на этом рынке. Среди других стран, активно привлекающих африканских студентов, выделяются Франция, Великобритания и США. По данным агентства Campus France, в 2023 году африканцы составляли почти половину всех иностранных студентов во Франции, что составляет около 200 тысяч человек. В последние годы Китай также стал значимым центром притяжения для молодых африканцев: в 2019 году Пекин предоставил странам Африки 12 тысяч стипендий, опередив по этому показателю все другие государства. Эксперты отмечают, что, если раньше многие африканцы не рассматривали США из-за ужесточения визового режима, то теперь для них всё чаще приоритетом становится Китай. Андрей Есипов, африканист, комментирует эту тенденцию:
«Образовательные тренды постоянно меняются; существуют даже условные понятия «франкоязычной» и «англоязычной» Африки. Конечно, бывшие метрополии продолжают реализовывать программы по привлечению студентов из бывших колоний. Не стоит думать, что за границу едут исключительно дети чиновников или представителей элиты. Многие студенты, владеющие иностранным языком, также стремятся получить там образование. В этом контексте возвращение России на мировой рынок образовательных услуг является важным событием.»
Эксперты сходятся во мнении, что привлечение африканских студентов — это стратегическая инвестиция в будущее и инструмент «мягкой силы», эффект от которого проявится через многие годы. В советское время обучение африканских студентов рассматривалось не только как проявление дружбы, но и как способ укрепления экспортных рынков, поскольку их подготовка часто была связана с эксплуатацией советского оборудования. Однако, несмотря на стратегические преимущества, некоторые преподаватели, особенно в медицинских вузах, выражают недовольство, сталкиваясь с частыми пересдачами и языковыми барьерами у иностранных студентов.