
Исследователи из Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого (СПбПУ) установили, что наибольшее число дорожно-транспортных происшествий (ДТП) с участием пешеходов фиксируется вблизи станций метро и остановок общественного транспорта. Эти данные были получены в рамках проекта под названием “Методика обоснования характеристик зависимости показателей безопасности от параметров городской среды”, а их выводы опубликованы в издании International Journal of Technology.
Ученые СПбПУ изучили свыше 20 тысяч ДТП, произошедших в Санкт-Петербурге за последние пять лет. Главной задачей исследования было выявить, как элементы городской инфраструктуры влияют на безопасность пешеходов. Они провели всесторонний анализ факторов городской среды, таких как архитектурно-планировочные решения, организация транспортных сетей и социальные факторы. Особое внимание уделялось не только очевидным причинам аварий, но и более глубоким аспектам, включая плотность городской застройки, виды пешеходных переходов и логику транспортных потоков.
Анги Схведиани, возглавляющий научно-исследовательскую лабораторию “Системная динамика” СПбПУ и доцент Высшей инженерно-экономической школы, сообщил, что анализ выявил четкую статистическую взаимосвязь между количеством дорожно-транспортных происшествий и близостью к местам массового скопления пешеходов — станциям метро и остановкам общественного транспорта.
«Проще говоря, чем выше концентрация пешеходов вблизи таких объектов, тем более выраженной становится вероятность аварийных ситуаций, что обусловлено увеличением числа конфликтных точек между участниками дорожного движения», — пояснил ученый.
Схведиани также акцентировал внимание на том, что даже при разной плотности застройки города, наличие трамвайных остановок, где высадка пассажиров происходит прямо на проезжую часть вблизи упомянутых центров притяжения, значительно увеличивает число аварий. Для Санкт-Петербурга, как он напомнил, такая планировка, когда у пассажиров нет специальной зоны для безопасного выхода из трамвая, является частым явлением.
Используя передовые методы статистического анализа и геоинформационного моделирования, исследователи математически подтвердили, что трамвайные остановки рядом с метрополитеном способствуют росту числа аварий. Кроме того, было выявлено, что торговые центры, расположенные у оживленных перекрестков, повышают риск ДТП на 30%.
Лилия Талипова, соавтор работы и старший преподаватель Высшей школы промышленно-гражданского и дорожного строительства СПбПУ, подчеркнула:
«Интенсивность движения транспорта является второстепенным фактором по сравнению с динамикой пешеходных потоков, что подчеркивает важность учета человеческого фактора при проектировании городской инфраструктуры».
По мнению Талиповой, эти выводы станут основой для разработки конкретных рекомендаций по снижению аварийности путем совершенствования городской инфраструктуры. Она добавила: «Мы идентифицировали системные корни происшествий, и наши результаты помогут определить первоочередные области для внедрения мер по повышению безопасности. Среди таких мер — установка дополнительных пешеходных переходов, внедрение систем, замедляющих движение транспорта, улучшение уличного освещения и оптимизация информационного обеспечения для водителей».
Эксперты считают, что обнаруженные закономерности применимы как при проектировании новых городских территорий, так и при реконструкции уже существующих. В университете отметили, что разработанная методика исследования легко масштабируется и может быть успешно адаптирована для анализа ситуации в других городах, независимо от их градостроительной структуры и уровня развития транспортной сети.
Данное исследование проведено при поддержке гранта Российского научного фонда (РНФ).