В России предложено ввести штрафы для перевозчиков за нарушения графика движения общественного транспорта. Размер санкций для должностных лиц составит от 3 до 5 тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей — от 5 до 10 тысяч, а для юридических лиц — от 10 до 30 тысяч рублей. Инициаторы закона считают, что это поможет справиться с проблемой непунктуальности перевозчиков.

Соответствующий законопроект внесен в Госдуму депутатами от ЛДПР и сенаторами. Он коснется всех видов регулярных перевозок: автобусов, троллейбусов, трамваев, а также электричек и поездов.
В пояснительной записке авторы инициативы указывают на участившиеся жалобы граждан, особенно на опоздания автобусов, например, в Московской области. Проблемы с соблюдением расписания, по их словам, чаще возникают у автомобильного и наземного электрического транспорта, тогда как поезда и электрички ходят более четко.
Проект закона устанавливает допустимые пределы опозданий, при превышении которых перевозчик может быть оштрафован (если только задержка не вызвана форс-мажорными обстоятельствами). Эти пределы таковы: для городского транспорта — до 15 минут, для пригородного — до 30 минут, для междугороднего — до часа, для международного — до четырех часов.
Житель Подмосковья Вячеслав, регулярно пользующийся пригородными автобусами, считает предложенные 30 минут слишком большим допустимым опозданием. По его словам, это делает планирование поездок практически невозможным. Он часто сталкивается с задержками свыше получаса, а порой автобусы и вовсе не приходят.
“Дозвониться никому невозможно по тем телефонам, которые указаны на сайте этих компаний,” — говорит Вячеслав, добавляя, что для эффективности закона необходима горячая линия вышестоящей инстанции, которая могла бы оперативно реагировать на жалобы и накладывать штрафы.
Председатель Союза пассажиров России Кирилл Янков подтверждает актуальность проблемы и отсутствие административной ответственности для перевозчиков за опоздания. Однако, по его мнению, законопроект вряд ли будет принят в текущем виде.
Кирилл Янковпредседатель Союза пассажиров России“Есть много деталей, из-за которых эта норма не может быть принята. Необходимо определять, есть вина перевозчика или нет вины перевозчика… Это надо расследовать, на это нужны силы, деньги и так далее,” — поясняет эксперт. По его словам, несмотря на потенциальную пользу для повышения дисциплины перевозчиков, сложность определения причин опоздания является серьезным препятствием.
Руководитель общественной системы «Обеспечение безопасности дорожного движения» Константин Крохмаль считает, что инициатива движется не в том направлении. По его мнению, вместо штрафов нужно создавать лучшие условия для водителей: улучшать места отдыха, повышать зарплаты, предусматривать больше остановок для отдыха.
Константин Крохмальруководитель общественной системы «Обеспечение безопасности дорожного движения», член общественного совета МВД России по Москве“В городском транспорте надо делать так, чтобы было информационное табло, когда подъедет автобус, как в Москве,” — предлагает Крохмаль. Он предупреждает, что чрезмерное давление на перевозчиков может привести к ухудшению безопасности: боясь штрафов, водители станут торопиться, что увеличит риск ДТП.
На данный момент у пассажиров мало эффективных рычагов воздействия на перевозчиков. Теоретически можно жаловаться в местные власти, но случаи расторжения контрактов с недобросовестными компаниями крайне редки. Обращение в суд с требованием компенсации ущерба из-за опоздания также является единичной практикой.