
Исследователи из Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ) провели глубокое изучение древних святилищ скифов и сарматов, а также связанных с ними огненных ритуалов и жертвоприношений. Согласно их выводам, эти культовые места были посвящены как умершим предкам, так и богам войны, причем в некоторых случаях обнаружены свидетельства человеческих жертвоприношений.
Ученые РГГУ впервые систематически проанализировали и обобщили данные о степных святилищах этих народов, охватывающих период с VI века до нашей эры по IV век нашей эры.
Профессор кафедры истории и теории культуры РГГУ Сергей Яценко отметил, что святилища часто имеют форму круглых курганов, окруженных земляными валами и рвами. Их распространение простирается от Южного Урала до берегов Днепра.
Сергей Яценко пояснил, что традиционно археологи сосредоточены на курганах и могилах скифов и сарматов, упуская из виду их стоянки и святилища. Он подчеркнул, что погребения дают лишь ограниченное представление о жизни древних народов. Поиск святилищ затруднен, поскольку они часто встречаются поодиночке или небольшими группами среди курганных кладбищ и могут быть ошибочно приняты за разграбленные погребальные сооружения.
Исследование показало, что степные святилища посещались небольшими группами — вероятно, родовыми или соседскими общинами. Преимущественно эти места служили для поклонения культу умерших предков.

“Некоторые святилища были посвящены богу войны, что вполне объяснимо для кочевых народов”, — рассказал археолог. В качестве примера он привел бронзовую статуэтку всадника на быке, найденную в святилище под Курганинском (Краснодарский край), образ которой перекликается с богом войны Батразом из алано-осетинского нартовского эпоса. В сарматских святилищах горных долин Южного Урала также обнаружены предметы вооружения, такие как мечи, которым молились или приносили в дар, что подтверждает их воинское предназначение.
Яценко также описал внешний вид святилищ: они часто расположены на заметных местах – вершинах холмов или речных изгибах. Обязательными элементами являются священная ограда, отделяющая сакральное пространство от мира живых, земляной вал, ров и внутренний жертвенник, обычно представляющий собой скопление или крупный одиночный камень для приношений.
“Несмотря на нехватку рабочих рук в степях, кочевники возводили святилища внушительных размеров, иногда до 300 метров в диаметре. Это свидетельствует об их глубокой вере в то, что для богов и высших сил не жалко никаких усилий”, — отметил Сергей Яценко.

Ученые установили, что в центре некоторых святилищ находились специальные ямы для огненных ритуалов, где поддерживался очень сильный огонь, хотя добыча дров в степной местности была непростой задачей.
“Кочевники почитали огонь как священную стихию, способную как создавать, так и очищать от всего ненужного. Они верили, что огонь является даром свыше, частью солнца и других небесных сил. Эта традиция возжигания священных огней была распространена среди древних ираноязычных народов и до сих пор сохраняется у парсов – огнепоклонников, переселившихся из Ирана в Индию”, — объяснил ученый, подчеркнув известность этого ритуала.
Археолог сообщил, что кочевники чаще всего приносили в жертву богам части туш животных (лошадей, овец), а также глиняную, бронзовую и деревянную посуду, элементы конской упряжи и оружие. Редкие находки черепов в святилищах указывают на практику человеческих жертвоприношений.
“Черепам придавалось особое значение, поскольку кочевники верили, что именно в голове сосредоточена жизненная сила человека. Например, при разграблении свежих захоронений череп часто отделяли от других костей, чтобы избежать мести покойного. Череп мог служить отдельным жертвоприношением или использоваться для изготовления ритуальных чаш, из которых пили для обретения дополнительной силы”, — добавил Яценко.
Археологи также находили в святилищах намеренно испорченные жертвенные предметы, что, вероятно, символизировало их переход в мир духов. Например, в одном кургане были разбиты посуда и зеркало, а в другом у всех амфор обломаны ножки.
Эти уникальные святилища, расположенные от Южного Урала и плато Устюрт до Правобережья Днепра, продолжат оставаться важным объектом для будущих археологических исследований.