Ср. Июл 23rd, 2025

Топливо в Крыму дорожает вопреки обещаниям властей

Вопреки прогнозам, обещавшим скромное увеличение стоимости топлива всего на 30 копеек за литр, цены на бензин в Крыму подскочили сразу на рубль. Разница с ценами на материковой части России по-прежнему значительна, достигая 7 рублей за литр. Проблема высоких цен на горючее в регионе является хронической и длится уже не первый год.

Автомобили на заправочной станции
Иллюстративное фото

Власти полуострова неоднократно заявляли о мерах по сдерживанию топливных цен, но эти обещания не привели к желаемому результату. По информации Росстата, средняя цена бензина по России на 7 июля составляла 60,5 рубля за литр. В частности, АИ-92 стоил около 57 рублей, АИ-95 — почти 62,5 рубля, а АИ-98 — 84,5 рубля. При этом в Крыму все марки бензина дороже на 5-7 рублей, чем в среднем по стране.

В конце июня Владимир Воронкин, министр топлива Крыма, предупредил население о грядущем повышении цен, обещая, что оно не превысит 30 копеек. Тем не менее, всего за месяц стоимость литра АИ-95 увеличилась почти на рубль. Это стало уже восьмым случаем подорожания топлива на полуострове с начала года. Крымский журналист и общественный деятель Александр Горный отмечает, что подобные обещания регулярно давались в течение последних лет, но ситуация не менялась:

«До запуска Крымского моста нас уверяли, что после его открытия цены на топливо, продукты и стройматериалы снизятся. Однако ни после открытия автомобильной, ни после железнодорожной части моста этого не произошло. В недавней поездке по Южному федеральному округу я заметил, что цены на 95-й бензин там на 7-8 рублей ниже, чем в Крыму. Если на полуострове он стоил 67-68 рублей, то на материке — 59-61 рубль. Объяснить такую разницу только логистическими издержками невозможно. Более того, качество топлива на материке, на мой взгляд, значительно выше, чем то, что я заправляю в Крыму».

11 июля председатель крымского правительства Юрий Гоцанюк утверждал, что принимаются меры для «стабилизации ситуации» на топливном рынке. Он предложил ориентироваться на цены АЗС в Темрюке (Краснодарский край), утверждая, что в Крыму стоимость литра топлива не должна превышать темрюкские более чем на 1,5 рубля. Однако уже через неделю АИ-95 в Крыму подорожал на 30 копеек, АИ-92 — на 10 копеек, а дизельное топливо — на 20 копеек, в результате чего разница с Темрюком оказалась значительно больше обещанных полутора рублей.

На территории Крыма отсутствуют крупные федеральные сети АЗС, такие как «Роснефть», «Лукойл» или «Газпром нефть». Здесь действуют преимущественно местные операторы, например TES или АТАН. Аналогично ситуация обстоит с мобильными операторами и банками: крупные игроки неохотно выходят на полуостров, отчасти из-за опасений санкций. Однако, как считает Дмитрий Гусев, заместитель председателя наблюдательного совета ассоциации «Надежный партнер» и автор телеграм-канала Oilfly, это не является ключевым фактором:

«Ситуация в Крыму не столь уникальна, как ее иногда пытаются представить. Схожие проблемы наблюдаются, например, на Дальнем Востоке. Но если там сложности обусловлены огромными расстояниями до нефтеперерабатывающих заводов, то в Крыму, помимо удаленности, добавляются постоянные трудности с паромным сообщением и общая ситуация с безопасностью. Тем не менее, на полуострове присутствуют достаточно крупные и независимые игроки, которые в целом обеспечивают доступность топлива.»

На вопрос о влиянии санкций на отказ крупных компаний заходить в Крым, Гусев ответил: «Не стоит полагаться на крупные нефтяные компании как на единственных гарантов конкуренции. На рынке присутствуют независимые участники, которые вполне способны конкурировать между собой. Существуют как большие, так и малые сети АЗС, и все они обеспечивают достаточные поставки. Я считаю, что вместо акцента на железнодорожный транспорт, большее внимание следует уделить развитию водного транспорта, который может обеспечить более дешевую и оперативную доставку топлива в Крым».

Власти Крыма заявляют, что планируют регулировать цены на топливо через переговоры с местными нефтетрейдерами, однако, судя по всему, эти усилия пока не приносят заметных результатов. В рейтингах регионов по доступности топлива для населения Крым неизменно оказывается в числе отстающих, наряду с Дагестаном, Чечней и Ингушетией. И наоборот, по стоимости топлива полуостров традиционно находится в верхней части списка самых дорогих регионов, соседствуя с Якутией, Камчатским краем и Магаданской областью.

By Дмитрий Верхов

Дмитрий Верхов - экономический обозреватель из Екатеринбурга с опытом работы в федеральных СМИ. Фокусируется на анализе экономических тенденций и технологических инноваций.

Related Post