Кубачи, живописный аул в Дагестане, славится своим уникальным ювелирным мастерством, признанным настоящим произведением искусства как в регионе, так и за его пределами. Особенностью этой традиции является то, что основы кубачинского искусства дети начинают осваивать с семи-восьми лет, не только дома, но и в стенах местной школы, располагающей специально подготовленной базой для обучения.

Даже во время летних каникул школьники Кубачи не забывают о своих уникальных навыках. Четырнадцатилетние друзья Расул и Гаджи, например, проводят июль в Кубачинской школе имени А.Г. Караева, углубляя свои знания в искусстве гравировки, которое включено в школьную программу с первого класса. Для полного овладения мастерством, сделавшим их аул всемирно известным, дополнительные занятия просто необходимы. По словам ребят, обучение успешно сочетается с активным отдыхом: ездой на велосипеде, прогулками по горным тропам и даже играми в Counter-Strike.
Златокузнецы и золотошвеи из горного аула

Расположенный в Дахадаевском районе Дагестана, аул Кубачи исторически был центром металлообработки. В раннем средневековье он был известен как Зирихгеран, а его кольчуги ценились по всему Кавказу. Сегодня Кубачи продолжает быть центром художественных ремесел, в особенности металлообработки. Кубачинские мастера создают изысканные изделия из серебра, золота и меди: ювелирные украшения, оружие, предметы быта, такие как кувшины (мучалы), подносы, тарелки и чашки. Кубачинское серебро стало узнаваемым брендом.

Женщины Кубачи с детства осваивают искусство золотого шитья, создавая традиционные платки казы длиной 2,5 метра. Узор на платках различается в зависимости от семейного положения: незамужние девушки вышивают более узкие орнаменты, замужние — широкие и праздничные. Эти тонкие белые платки с золотым узором и бахромой до сих пор являются частью повседневного наряда кубачинок.

Путь к Кубачи, особенно из Дербента, может быть непростым из-за 17-километрового участка бездорожья. Однако тех, кто преодолевает трудности, встречает средневековая сторожевая башня Акайла кала XIII-XIV веков. За башней по крутому склону горы взбираются жилые дома. Внутри башни размещается музей, где представлены образцы кубачинского мастерства, а с крыши открывается захватывающий панорамный вид на аул и горы. Многие мастера имеют личные домашние музеи, а по всему аулу расположены ювелирные магазины с гравированными изделиями.
В каждом кубачинском доме искусство объединяет поколения: дедушки и родители передают детям основы орнамента, гравировки и работы с металлом в своих мастерских. Но основное профессиональное обучение происходит в Кубачинской общеобразовательной школе имени А.Г. Караева, откуда выпускники выходят уже со специальностью.
Два алфавита в начальных классах

В этой школе, наряду с традиционными предметами, младшеклассники знакомятся с основами кубачинского орнамента. Они часами практикуются, прописывая сначала простые, а затем более сложные элементы. К средним классам ученики уже умеют создавать собственные эскизы, объединяя узоры в цельные композиции. Кубачинский орнамент имеет свой “алфавит” и строгие правила прорисовки.
«Выводить элементы орнамента нужно не спеша. При написании линию не ломаем. Все должно быть симметрично. В сложных элементах начинаем с середины, затем прорисовываем линии и узловые элементы. Необходимо соблюдать пропорции в композиции».
Учитель гравировки Саид Саидов внимательно следит за каждым движением своих юных учеников, готовящихся к переходу в четвертый-пятый классы. Во время летнего лагеря при школе они не только оттачивают навыки орнамента, но и изучают родной язык. В этот раз заданием было прорисовка плавных элементов. Саид Набигуллаевич мгновенно замечал малейшие отклонения от пропорций, исправлял работы и давал дополнительные упражнения. Ведь когда орнамент будет переноситься на металл, права на ошибку уже не будет.

В этой же аудитории старшие ребята, как Расул и Гаджи, уже работают со штихелями, перенося эскизы на медные пластинки. Гравировка бывает разных видов: глубокая (для объемного эффекта) и дополнительная (для заполнения мелким узором крупных деталей). Каждый из них работал над своим проектом: Расул над медной тарелкой и рукояткой сабли, Гаджи — над браслетами и медной кружкой. Оба они — дети и внуки потомственных мастеров.
Расул делится впечатлениями: «Мои прадедушка, дедушка и папа — мастера кубачинского искусства. Поэтому я не мог не научиться этому. Поначалу мне казалось это очень легким делом, но оказалось, это трудоемкое занятие. Чтобы выгравировать орнамент на медной тарелке, понадобится месяц ежедневной работы». Он добавляет, что кроме терпения и усидчивости, важно прислушиваться к себе: если нет желания, лучше не начинать, иначе орнамент не получится. У него свой способ настроиться — прогулка.
Расул и Гаджи осознают, что при высоком спросе на кубачинские изделия это искусство может стать для них основной и прибыльной профессией. Однако они также планируют освоить другие специальности: Расул интересуется техническими направлениями, а Гаджи мечтает стать стоматологом.
Дети создают свои шедевры
Занятия по кубачинскому искусству проводятся в рамках программы дополнительного образования для всех классов — с первого по одиннадцатый.
«Обучение школьников основам кубачинского мастерства проводилось еще в советское время, и выпускникам выдавали диплом ювелира. В 1990-2000-х годах эту программу приостановили, но в 2013 году она была вновь запущена силами нашего учительского коллектива и тогдашнего директора Култум Куцуловой. Сейчас открыты мастерские по гравировке, филиграни, эмали, кольчугоделию, монтировке, вышивке, где с детьми работают около десяти преподавателей. В 11-м классе ученики сдают экзамен по труду перед ЕГЭ: комиссия, включающая трех лучших мастеров села, оценивает их работы. Помимо теоретических вопросов по металлам и инструментам, школьники должны представить и защитить экзаменационную работу. С аттестатом мы выдаем свидетельство о прохождении курса по основам кубачинского искусства, с указанием профессии, например, ювелир, гравер или золотошвея».
По словам директора Райганат Касумовой, мастерские нуждаются в обновлении оборудования; некоторые станки сохранились еще с советских времен, а материалы часто закупают сами преподаватели.
В прошлом году около 150 детей, обучающихся в школе, посещали эти занятия. В школе также действует обновленный музей, где выставлены изделия из серебра и меди, выполненные учениками и выпускниками, а также их дипломы и грамоты. Многие выпускные работы отмечаются как исключительные и с гордостью пополняют музейную коллекцию. Лучшие эскизы и пробные работы на металле хранятся в кабинетах мастерских.

Кубачинское мастерство — это не просто ремесло, а неотъемлемая часть культуры аула, передаваемая из поколения в поколение наравне с такими ценностями, как добро, уважение и верность. Именно поэтому старшие поколения всеми силами стремятся привить эту любовь к искусству своим детям, внукам и ученикам, вооружая их прикладными знаниями и сохраняя уникальное наследие.