Вс. Авг 3rd, 2025

Уход ресторанов с Патриарших: почему меняется лицо модного района Москвы

Ресторан Amy, открывшийся три года назад в Большом Козихинском переулке, прекратил свою работу. По данным аналитиков рынка, это уже шестое подобное событие (закрытие или переезд) за короткий период. Основная причина таких изменений — высокая стоимость аренды. Возникает вопрос: изменился ли состав посетителей Патриарших прудов и их готовность тратить деньги?

Вид на Патриаршие пруды и расположенные там здания
Фото: Михаил Терещенко/ТАСС

Ресторатор Максим Ливси, проживающий в районе Патриарших прудов уже 16 лет, отмечает значительные изменения. Он вспоминает времена, когда даже таксисты не ориентировались в этом районе. Около десяти лет назад Патриаршие стали центром притяжения, в том числе благодаря популярным заведениям, как, например, Uilliam’s, который, к слову, покинул локацию прошлой осенью после 13 лет работы. По словам Ливси, за это время контингент посетителей существенно изменился: теперь сюда приезжают люди со всей страны для прогулок, и район всё больше напоминает туристическую зону вроде Старого Арбата. Однако большинство этих посетителей не готовы тратиться на дорогие рестораны, что, по-видимому, не учитывают арендодатели, продолжающие повышать арендную плату.

Максим Ливси предполагает, что нынешний формат Патриарших прудов более подходит для уличных развлечений и бюджетных заведений, так как «люди приезжают со средним бюджетом, они не хотят потратить в ресторане 10 тысяч, они хотят просто погулять». Он иронично замечает, что на Малой Бронной самыми востребованными магазинами стали алкогольный супермаркет «Ароматный мир» и «Густо» (сигареты/вода). По его мнению, основная цель визита на Патриаршие изменилась: «Потому что основные посетители просто приезжают там встретиться. Это как памятник Пушкину. То есть человек туда не едет целенаправленно в ресторан. Они теперь едут просто походить, погулять друг с другом, познакомиться. Патриаршие пруды — это теперь офлайновый Tinder».

На вопрос о причинах такого непонимания со стороны арендодателей Ливси отвечает:

«Арендодатели не всегда предприниматели и бизнесмены. Это класс людей-рантье, которым когда-то по каким-то обстоятельствам выкупили или досталось это помещение. Они заходят в Telegram, смотрят — на Патриарших сегодня были толпы. Они уверены: стоимость аренды их площади — и я понимаю их логику — должна вырасти. Но они не в бизнесе, они сами не ведут бизнес».

Ценители высокой кухни и гурманы, готовые платить за качественную еду (так называемые «фуди»), переместились в сторону Большой Никитской улицы. Эта улица, ранее известная большим количеством банков, нежели заведений общепита, теперь считается основной гастрономической артерией столицы. Пионером этого перехода стал ресторатор Илья Тютенков, один из создателей Uilliam’s на Патриарших, который затем открыл «Уголек» на Большой Никитской, положив начало притоку других крупных игроков рынка.

В социальных сетях активно обсуждается, что массовый уход ресторанов с Патриарших прудов обусловлен резким ростом арендных ставок. В частности, утверждается, что для ресторана Amy аренда увеличилась вдвое. Насколько эти слухи соответствуют действительности, комментирует Марина Малахатько, партнер агентства NF Group:

«Это громко сказано. Нет, ставки действительно существенно выросли. В среднем запрашиваемая стоимость аренды выросла на 20%, но при этом «Патрики» и так перегреты с точки зрения ставки аренды. То есть после Столешникова переулка и Петровки это была самая дорогая локация».

Отвечая на вопрос о текущих арендных ставках по сравнению с конкурирующими локациями, такими как Большая Никитская, она добавляет:

«На Большой Никитской в том кластере, где хотят сидеть рестораторы, по сути, и вакансий-то нет. На Патриарших запрашиваемая ставка аренды по-прежнему 150-180 тысяч рублей за квадратный метр в год без НДС».

Однако, есть и другая сторона медали. Ещё в 2016 году местные жители Патриарших, утомлённые наплывом посетителей, называли их «саранчой» и призывали городские власти ограничить работу ресторанов до 23:00. Вопрос о том, станет ли жизнь местных спокойнее, если район превратится в место сбора для молодежи («зумеров»), остаётся открытым. Эксперты также отмечают, что именно модные рестораны во многом создавали престижный образ Патриарших прудов как «места силы», что, в свою очередь, способствовало росту цен на недвижимость, делая их одними из самых высоких в Москве.

By Дмитрий Верхов

Дмитрий Верхов - экономический обозреватель из Екатеринбурга с опытом работы в федеральных СМИ. Фокусируется на анализе экономических тенденций и технологических инноваций.

Related Post