Жители одного из домов в подмосковном Чехове столкнулись с необычной проблемой: в разгар летней жары, когда температура на улице достигала плюс 33 градусов, в их квартирах внезапно включили отопление. Эта ситуация, вызванная техническим сбоем, привлекла внимание общественности и высветила давние системные недостатки в сфере жилищно-коммунального хозяйства региона.

В отличие от привычных зимних ситуаций, когда отсутствие тепла становится бедствием, в данном случае избыток жары в квартирах при внешней высокой температуре создал крайне дискомфортные условия. Проблема затронула дом по улице Московской, 101б. Местная жительница Валентина отмечает, что подобные абсурдные ситуации, как и более распространенные проблемы вроде недельного отсутствия отопления зимой или затопленных подвалов летом из-за прогнивших труб, не являются для Чехова чем-то новым. По ее словам, вопросам ЖКХ в городе уделяется недостаточно внимания, и жители многоквартирных домов продолжают страдать.
«Я живу в частном секторе города Чехова, но общаюсь и с другими жителями. Я вижу, что люди сталкиваются с проблемами в сфере ЖКХ. Зимой люди неделями сидят без отопления. Сейчас, в этот летний период, люди пишут обращения в администрацию по поводу затопленных подвалов — прогнили трубы, десятилетиями никаких работ не проводилось. И проблема, которая возникла на Московской улице, когда среди жары включили батареи, не нова. ЖКХ-проблемам не уделяется должного внимания. Люди страдают в своих многоквартирных домах».
Жители, изнывающие от включенных батарей в жару, активно обращались в управляющую компанию, а также писали жалобы в социальных сетях, адресованные главе округа Михаилу Собакину. В результате выяснилось, что причиной инцидента стало повреждение запорной арматуры после проведения профилактических работ и запуска горячей воды. Проще говоря, клапан, регулирующий подачу тепла, вышел из строя, и горячая вода попала в систему отопления.
Эксперты однозначно возлагают вину за случившееся на управляющую компанию. Директор УК «Приоритет» в Москве и Московской области Дмитрий Аристархов подчеркивает, что по установленному регламенту управляющие компании обязаны проводить весенний осмотр и технические работы всех внутренних инженерных систем. По его мнению, УК допустила явную недоработку, поскольку повреждение запорной арматуры должно было быть выявлено заранее и устранены. Он также отметил, что, хотя качественная запорная арматура стоит дорого, всегда есть временные решения, которые главный инженер УК должен был предвидеть и предложить. Произошедшее он назвал проявлением российской халатности, которая до сих пор встречается. Аристархов добавил, что жители имели возможность сменить управляющую компанию на более ответственную.
Дмитрий Аристархов директор управляющей компании «Приоритет» в Москве и Московской области «У нас по регламенту есть весенний осмотр, проводятся технические работы по всей инженерии, по всем внутренним инженерным системам. Управляющая компания однозначно в данном случае виновата, однозначно имеет недоработку, потому что все это должно было быть выявлено, известно и так далее и приняты меры. Что такое запорная арматура — это хороший кран, который стоит достаточно недешево. При этом всегда есть техническая возможность что-то заварить, временно перекрыть и так далее. Это тоже управляющая компания, и главный инженер управляющей компании должен был это предусмотреть, предупредить руководство. Скорее всего, этого сделано не было. Налицо российская халатность, которая до сих пор встречается. В данном доме, конечно, люди могли и вчера, и позавчера выбрать другую компанию. Наверняка на рынке есть компании, которые бы с радостью пришли и занимались бы домом с большей отдачей».
К сожалению, подобного рода проблемы носят системный характер и часто встречаются в городах Московской области с устаревшей коммунальной инфраструктурой. Что касается возможности получения компенсации за причиненный дискомфорт, юристы настроены скептически. Юрист в области прав потребителей Сергей Емельянов поясняет, что хотя жителям следует обращаться с жалобами в управляющую компанию, добиться реальной компенсации будет крайне сложно. УК, скорее всего, объяснит инцидент случайностью и накажет ответственных лиц, на этом дело, вероятно, и закончится. Чтобы требовать компенсацию, необходимо доказать понесенный ущерб. В данном случае, кроме морального вреда, который по закону теоретически можно взыскать, но на практике очень трудно, материального ущерба нет. Компенсация была бы возможна только в случае, если бы, например, кто-то попал в больницу из-за перегрева, и медицинское заключение подтвердило бы прямую связь госпитализации с работой отопления в жару. Без такого доказательства рассчитывать на возмещение ущерба практически невозможно.
Сергей Емельянов юрист в области прав потребителей «Жаловаться, естественно, надо в управляющую компанию. Но вопрос [в результативности] — они объяснят, что это было случайное включение, лицо или лица, ответственные за это, будут наказаны. Фактически, я думаю, на этом все исчерпано. По поводу компенсаций: для того чтобы предъявить какие-то требования, надо понести какой-то ущерб. А тут ущерб не наступил, кроме морального. Моральный ущерб чисто по закону «О защите прав потребителей» теоретически взыскать можно, но практически — вряд ли. Если у кого-то наступил материальный ущерб, упаси господи, кто-то попал в больницу в связи с этим, то можно на что-то рассчитывать. Но опять же для того, чтобы предъявлять претензии, у человека должно быть заключение, что причина его госпитализации — именно перегрев. Иначе этот вариант не пойдет».
Попытка редакции связаться с МБУ «Чеховское благоустройство», которое предположительно отвечает за состояние трубопроводов в округе, не увенчалась успехом. У организации отсутствует сайт, а по единственному контактному номеру, указанному в открытых базах данных, отвечает человек, который покинул пост директора пять лет назад. Глава округа Михаил Собакин, объявив о решении проблемы с отоплением, опубликовал номер аварийной службы, а не контактные данные этого МБУ.