В Московской области вступил в силу закон, который предусматривает штрафы для таксистов, навязчиво предлагающих свои услуги пассажирам в аэропортах. Отныне заказать такси можно будет исключительно через официальные стойки или мобильные приложения агрегаторов. По мнению депутатов, эта мера призвана не только пресечь завышение цен, но и упорядочить движение пассажиропотока в аэропортовых зонах.

Новые правила действуют в аэропортах «Домодедово», «Шереметьево» и «Жуковский». Таксистам теперь запрещено предлагать свои услуги как непосредственно у выходов из терминалов, так и на расстоянии менее 30 метров от любых построек на территории аэропорта. За нарушение предусмотрены серьезные штрафы: от 5 тысяч рублей для физических лиц до 50 тысяч рублей для юридических. По наблюдениям путешественников, количество навязчивых водителей у аэропортов значительно уменьшилось, хотя единичные случаи всё ещё встречаются.
Таксисты о нововведениях и контроле
Игорь Пчелкин, таксист, работающий через агрегаторы, отмечает, что «бомбил»-частников в аэропортах практически не осталось: «Нет, уже давно их нет. Наверное, их уже всех выловили». Он также подтверждает активный контроль со стороны МАДИ (Московской административной дорожной инспекции): «Останавливают и штрафуют. Там тысяч 12, наверное, штраф, и машину на штрафстоянку. После суда ее забираешь». Для водителей, подключенных к агрегаторам, установлено ограничение по времени нахождения на территории аэропорта — не более десяти минут, за превышение которого предусмотрен штраф в 6000 рублей.
Влияние на рынок и мнение экспертов
Участники рынка отмечают, что теперь даже легальные таксисты и транспортные компании не могут предлагать свои услуги напрямую в аэропортах. Заказ возможен только через агрегаторы или официальные стойки. Например, на сайте «Шереметьево» рекомендован «Яндекс.Такси», а на сайте «Домодедово» — «Яндекс.Такси» и перевозчик «Домтранс». По мнению многих экспертов, это может привести к монополизации рынка.
Председатель общественного движения «Форум такси»
«Ранее в аэропортах, например, во Внуково, существовали аффилированные компании, которые за дополнительную плату предоставляли талончики на длительный въезд. Сейчас на этих стоянках доминирует «Яндекс.Такси», и ему, очевидно, не нужны таксисты, предлагающие услуги самостоятельно».
С января 2024 года аналогичные меры по борьбе с нелегальными таксистами введены и в петербургском «Пулково». Андрей Белов, директор по развитию компании «Петербургское такси 068», делится своим опытом:
Директор по развитию компании «Петербургское такси 068»
«В Пулково может работать только «Яндекс». Никакие другие транспортные компании, самозанятые или индивидуальные предприниматели не имеют такой возможности. Заезд разрешен всего на 15 минут, свыше — штраф 2000 рублей. В последние месяцы, особенно из-за авианалетов БПЛА, часто отключается интернет. Учитывая, что в «Яндексе», по неофициальным данным, более 50% водителей — мигранты, они не могут работать без навигатора и просто уезжают домой. Бывали случаи, когда комитет по транспорту рассылал срочные СМС в час ночи с просьбой прислать машины в Пулково, потому что работать было некому».
Влияние на пассажиров: плюсы и минусы
Для пассажиров, прибывающих в Москву, новые правила имеют две стороны медали. С одной стороны, исчезла проблема навязчивых таксистов, что является несомненным плюсом, особенно учитывая частые случаи мошенничества и завышения цен. С другой стороны, некоторые пассажиры отмечают, что иногда среди «зазывал» можно было найти водителей, предлагавших поездки значительно дешевле, чем агрегаторы, и доставлявших до места назначения без проблем.