Каким образом британские власти и правоохранительные органы, сами того не ведая, стали частью нового уличного арт-перформанса? И насколько далеко может зайти подобное взаимодействие?

Недавняя работа Бэнкси, вызвавшая широкий резонанс далеко за пределами Великобритании, была удалена со стены Королевского суда в Лондоне. Этот акт со стороны властей, по мнению многих, лишь углубил первоначальный замысел художника и придал произведению дополнительную значимость.
8 сентября на стене здания суда возникло граффити: изображение Фемиды, заносящей судейский молоток над лежащим на земле демонстрантом с окровавленным плакатом. Появление работы последовало через два дня после массовых арестов (около 900 человек) на митинге в Лондоне против запрета группы «Палестинское действие», а до этого были задержаны сотни других её сторонников.
Власти Лондона оперативно отреагировали, закрыв мурал металлическими щитами, что только усилило общественный интерес к творению. Вскоре коммунальные службы полностью затерли граффити. К 11 сентября на стене Королевского суда остались лишь едва различимые силуэты судьи и демонстранта, что, по мнению многих экспертов, сделало произведение еще более мощным и символичным.
По словам Константина Бабулина, директора аукционного дома ArtSale.info, искусствоведа и коллекционера:
Константин Бабулин, директор аукционного дома ArtSale.info, искусствовед и коллекционер
До вмешательства властей эта работа была одной из многих в творчестве Бэнкси. Однако теперь это уникальная история. Политическое высказывание художника затронуло болезненный нерв власти, которая отреагировала крайне неуклюже. Что касается стоимости, ее сложно оценить. Работы Бэнкси меньшего размера стоят сотни тысяч долларов, а крупные произведения — миллионы. Эту сумму теперь можно смело умножать на два, а то и на пять. Если бы этот объект попал на аукцион и кто-то предложил вернуть его в первоначальный вид, это было бы категорически неверно. Произведение должно оставаться в нынешнем состоянии, ведь это стало историческим событием.
Ранее произведения Бэнкси продавались либо как часть зданий, либо фрагменты стен с его граффити вырезались и выставлялись на аукционы. В данном случае, когда речь идет о здании суда, ни один из этих сценариев, вероятно, нереализуем. Тем не менее, неоспоримым фактом остается то, что это событие уже вошло в историю искусства.
В Великобритании эта тема стала одной из центральных. Ведущие СМИ широко освещали «судью Бэнкси», а юристы и политики активно обсуждали эту историю в своих профессиональных кругах. Общественный накал вокруг вопросов Палестины, протестных акций и задержаний остается крайне высоким.
Как сообщает The Daily Telegraph, полиция начала расследование в отношении художника, что потенциально может привести к раскрытию его личности. Найти Бэнкси и установить его личность для британской системы правосудия не составит труда. Однако, по мнению российского адвоката и английского солиситора Дмитрия Гололобова, истинные сложности могут возникнуть позже:
Дмитрий Гололобов, российский адвокат и английский солиситор
Несомненно, это новость наивысшего уровня в Британии. В принципе, полиция действует по закону: рисовать на здании суда, независимо от автора, запрещено. Я согласен, что это квалифицируется как «причинение ущерба» (criminal damage). Формально правоохранительные органы имеют право искать художника, и, учитывая их настойчивость, они, безусловно, его найдут. В центре города все просматривается, все телефоны триангулируются. Однако следует понимать, что на защиту Бэнкси встанут лучшие адвокаты, которые сочтут честью представлять его интересы, возможно, даже бесплатно, если его личность будет раскрыта. Это вызовет огромный политический резонанс, превратится в громкое политическое дело, сопровождаемое всеобщим шумом и демонстрациями у здания суда.
Однако возникает большой вопрос: нужен ли британским властям такой перформанс? Похоже, они уже оказались вовлечены в мир современного искусства гораздо глубже, чем планировали.