Ср. Июл 30th, 2025

Влияние раннего использования смартфонов на психику детей

Как гаджеты формируют проблемы во взрослой жизни

Новое исследование, проведенное международной научно-исследовательской организацией Sapien Labs, выявило прямую связь между использованием смартфонов детьми до 13 лет и возникновением серьезных психологических проблем в их взрослой жизни. По результатам анализа анкет более 100 тысяч респондентов, было установлено, что мальчики и девочки, получившие постоянный доступ к гаджетам в раннем возрасте, впоследствии демонстрируют значительное снижение самооценки, самоуважения и эмоциональной стабильности. Российские эксперты в целом согласны с тем, что активное использование социальных сетей и многочасовой просмотр коротких видеороликов могут приводить к гиперстимуляции нервной системы. Однако они также указывают на то, что проблемы в семье или травля могут оказывать даже более негативное влияние на психологическое здоровье детей, чем сами смартфоны.

Ребенок, погруженный в смартфон
Фото: Роман Вуколов, Коммерсантъ

Специалисты Sapien Labs поставили перед собой задачу изучить взаимосвязь между возрастом первого активного использования смартфона и состоянием психического здоровья человека в зрелом возрасте. Для этого они воспользовались данными из собственной онлайн-системы опросов Mind Health Quotient, запущенной в 2020 году для комплексной оценки 47 различных аспектов человеческих функций – социальных, эмоциональных, когнитивных и физических. В базе данных системы накоплены сведения о почти двух миллионах человек из 163 стран мира.

Исследователи сосредоточились на информации о людях в возрасте от 18 до 24 лет, поскольку они представляют первое поколение, которое с раннего детства столкнулось со смартфонами и социальными сетями. Выборка для анализа составила более 100 тысяч анкет.

Результаты анализа показали: чем раньше ребенок начинает активно использовать смартфон и подключаться к интернету, тем хуже оказываются показатели его ментального здоровья во взрослом возрасте.

У таких людей наблюдается заметное ухудшение самооценки, самоуважения, уверенности в себе и эмоциональной устойчивости. Примечательно, что 48% женщин в возрасте 18–24 лет, которые получили свой первый смартфон в пять или шесть лет, сообщили о регулярных суицидальных мыслях. Среди женщин, начавших пользоваться смартфоном в 13 лет, этот показатель значительно ниже — всего 28%. Аналогичная тенденция наблюдается и среди мужчин: 31% против 20% соответственно.

Подводя итоги, исследователи заявляют: “На уровне глобальной популяции, независимо от культурных и языковых барьеров, доступ к смартфону до 13 лет влечет за собой глубокие изменения в психическом здоровье и благополучии в раннем взрослом возрасте. Поскольку возраст, в котором дети получают смартфоны, продолжает снижаться, мы наблюдаем тревожную траекторию, характеризующуюся ростом показателей агрессии, суицидальных мыслей, чувства оторванности от реальности, а также снижением самооценки, эмоционального контроля и устойчивости.”

Клинический психолог Олеся Толстухина из медтехкомпании “Доктор рядом” подчеркивает: “Любая форма виртуальности отдаляет человека от реальной жизни с ее подлинными ощущениями. Воображение, не ограниченное физическими ощущениями, такими как дискомфорт или боль, размывает границы дозволенного.” Она объясняет, что в раннем возрасте, когда в психике доминирует магическое мышление, погружение в “бестелесные сюжеты” может искажать восприятие действительности, в результате чего ребенок начинает плохо различать поведенческие сценарии в игре и в повседневной жизни. По словам Олеси Толстухиной, со временем из таких детей вырастают взрослые, “которые плохо ориентируются в реальности и часто реагируют на жизненные события неадекватно.”

Молекулярный биолог, научный сотрудник МГУ Сергей Харитонов подтверждает, что ряд исследований выявили изменения в соотношении белого и серого вещества в определенных областях мозга у людей, активно использующих смартфоны. Он особо выделяет ежедневный и многочасовой просмотр коротких видеороликов: “Там содержится огромное количество новизны, яркой и разнообразной информации, как полезной, так и бесполезной. Это вызывает гиперстимуляцию, и то, как ребенок на нее реагирует, зависит от его индивидуальной неврологической конституции. Кто-то будет испытывать усталость, кто-то — перевозбуждение, но это всегда приводит к адаптации нервной системы к таким интенсивным сигналам.”

Как следствие, обычные жизненные стимулы перестают давать достаточное внутреннее подкрепление, что, по мнению Харитонова, часто приводит к ухудшению способности к обучению и контролю над сознательным вниманием. Можно предположить, что проблема действительно усугубляется, если человек начинает пользоваться смартфоном в очень раннем возрасте. Однако, ученый подчеркивает, что пока рано делать окончательные выводы о необратимости этих изменений. Важно отметить, что исследование Sapien Labs, хотя и показало сильную корреляцию, не доказывает прямой причинно-следственной связи между психическими проблемами и использованием смартфона. Сергей Харитонов утверждает, что реальные причины могут быть совершенно иными, например, сложные взаимоотношения в семье или травля, в том числе в интернете.

By Максим Соколов

Максим Соколов - журналист с 15-летним опытом из Новосибирска. Специализируется на новостях здоровья и медицины, автор серии публикаций о развитии отечественной фармацевтики.

Related Post