Как гаджеты формируют проблемы во взрослой жизни
Новое исследование, проведенное международной научно-исследовательской организацией Sapien Labs, выявило прямую связь между использованием смартфонов детьми до 13 лет и возникновением серьезных психологических проблем в их взрослой жизни. По результатам анализа анкет более 100 тысяч респондентов, было установлено, что мальчики и девочки, получившие постоянный доступ к гаджетам в раннем возрасте, впоследствии демонстрируют значительное снижение самооценки, самоуважения и эмоциональной стабильности. Российские эксперты в целом согласны с тем, что активное использование социальных сетей и многочасовой просмотр коротких видеороликов могут приводить к гиперстимуляции нервной системы. Однако они также указывают на то, что проблемы в семье или травля могут оказывать даже более негативное влияние на психологическое здоровье детей, чем сами смартфоны.

Специалисты Sapien Labs поставили перед собой задачу изучить взаимосвязь между возрастом первого активного использования смартфона и состоянием психического здоровья человека в зрелом возрасте. Для этого они воспользовались данными из собственной онлайн-системы опросов Mind Health Quotient, запущенной в 2020 году для комплексной оценки 47 различных аспектов человеческих функций – социальных, эмоциональных, когнитивных и физических. В базе данных системы накоплены сведения о почти двух миллионах человек из 163 стран мира.
Исследователи сосредоточились на информации о людях в возрасте от 18 до 24 лет, поскольку они представляют первое поколение, которое с раннего детства столкнулось со смартфонами и социальными сетями. Выборка для анализа составила более 100 тысяч анкет.
Результаты анализа показали: чем раньше ребенок начинает активно использовать смартфон и подключаться к интернету, тем хуже оказываются показатели его ментального здоровья во взрослом возрасте.
У таких людей наблюдается заметное ухудшение самооценки, самоуважения, уверенности в себе и эмоциональной устойчивости. Примечательно, что 48% женщин в возрасте 18–24 лет, которые получили свой первый смартфон в пять или шесть лет, сообщили о регулярных суицидальных мыслях. Среди женщин, начавших пользоваться смартфоном в 13 лет, этот показатель значительно ниже — всего 28%. Аналогичная тенденция наблюдается и среди мужчин: 31% против 20% соответственно.
Подводя итоги, исследователи заявляют: “На уровне глобальной популяции, независимо от культурных и языковых барьеров, доступ к смартфону до 13 лет влечет за собой глубокие изменения в психическом здоровье и благополучии в раннем взрослом возрасте. Поскольку возраст, в котором дети получают смартфоны, продолжает снижаться, мы наблюдаем тревожную траекторию, характеризующуюся ростом показателей агрессии, суицидальных мыслей, чувства оторванности от реальности, а также снижением самооценки, эмоционального контроля и устойчивости.”
Клинический психолог Олеся Толстухина из медтехкомпании “Доктор рядом” подчеркивает: “Любая форма виртуальности отдаляет человека от реальной жизни с ее подлинными ощущениями. Воображение, не ограниченное физическими ощущениями, такими как дискомфорт или боль, размывает границы дозволенного.” Она объясняет, что в раннем возрасте, когда в психике доминирует магическое мышление, погружение в “бестелесные сюжеты” может искажать восприятие действительности, в результате чего ребенок начинает плохо различать поведенческие сценарии в игре и в повседневной жизни. По словам Олеси Толстухиной, со временем из таких детей вырастают взрослые, “которые плохо ориентируются в реальности и часто реагируют на жизненные события неадекватно.”
Молекулярный биолог, научный сотрудник МГУ Сергей Харитонов подтверждает, что ряд исследований выявили изменения в соотношении белого и серого вещества в определенных областях мозга у людей, активно использующих смартфоны. Он особо выделяет ежедневный и многочасовой просмотр коротких видеороликов: “Там содержится огромное количество новизны, яркой и разнообразной информации, как полезной, так и бесполезной. Это вызывает гиперстимуляцию, и то, как ребенок на нее реагирует, зависит от его индивидуальной неврологической конституции. Кто-то будет испытывать усталость, кто-то — перевозбуждение, но это всегда приводит к адаптации нервной системы к таким интенсивным сигналам.”
Как следствие, обычные жизненные стимулы перестают давать достаточное внутреннее подкрепление, что, по мнению Харитонова, часто приводит к ухудшению способности к обучению и контролю над сознательным вниманием. Можно предположить, что проблема действительно усугубляется, если человек начинает пользоваться смартфоном в очень раннем возрасте. Однако, ученый подчеркивает, что пока рано делать окончательные выводы о необратимости этих изменений. Важно отметить, что исследование Sapien Labs, хотя и показало сильную корреляцию, не доказывает прямой причинно-следственной связи между психическими проблемами и использованием смартфона. Сергей Харитонов утверждает, что реальные причины могут быть совершенно иными, например, сложные взаимоотношения в семье или травля, в том числе в интернете.