Изначально Министерство просвещения предлагало упразднить “Духовно-нравственную культуру России” (ДНКР) как отдельный предмет, интегрировав его в курс “История нашего края”. Это предложение, представленное в проекте приказа от 1 сентября 2025 года, вызвало значительную критику, в частности, со стороны Патриарха Кирилла.
Согласно официальным документам Министерства просвещения, дисциплина “Духовно-нравственная культура России” вновь войдет в школьную программу, начиная с 2026-2027 учебного года.
В настоящее время учебная программа предмета проходит экспертную оценку. Активная работа над созданием учебников уже ведется, и первые черновые версии планируется представить к ноябрю текущего года.
ДНКР не является совершенно новой дисциплиной для российских школ; она уже преподавалась для учащихся 5-7 классов. Предстоящие изменения затронут как содержание курса, так и распределение учебных часов: для пятиклассников предусмотрен один урок раз в две недели, а для учеников 6-х и 7-х классов — один урок еженедельно. Преподавать этот предмет будут учителя истории.
Подчеркивается, что данная дисциплина призвана формировать у школьников мировоззрение, основанное на традиционных и созидательных ценностях российского общества. Курс будет включать изучение биографий и мировоззрения выдающихся государственных и общественных деятелей, представителей культуры, науки и армии, в том числе героев специальной военной операции.
Мы обратились к педагогам и руководителям образовательных учреждений, чтобы узнать их мнение о необходимости возвращения этого предмета в школьную программу как отдельной дисциплины.
Григорий Назаров:
«Курс уже проработан, его основа заложена, изменения в содержании мы увидим позднее. Крайне важно, чтобы предмет оставался отдельной дисциплиной. Мы, как учителя, вместе с детьми сможем по-новому взглянуть на изучаемый материал. С позиции историка, я вижу в этом колоссальное преимущество – глубокое понимание глобальных процессов. Например, история России может начинаться с изучения развития нашего города, того, что было на его месте, кто создавал его, почему это делалось, во что верили люди, что их окружало и по каким правилам они жили.
Тема специальной военной операции, в контексте духовно-нравственного воспитания, заставит меня, как учителя, задаться вопросом: кого можно назвать истинным патриотом? И второй важный аспект – готовность к помощи и самопожертвованию, не только материальному, ради достижения общественной цели. На такие серьёзные темы необходимо начинать разговор с ребятами уже с 5-го класса.»
Евгений Ямбург:
«Я не против духовно-нравственной культуры как таковой, но как профессионал хочу подчеркнуть: невозможно бесконечно расширять содержание образования, когда каждый стремится добавить свою “пять копеек”. Если есть проблемы с налогами, не нужно вводить отдельный предмет по налогам; если проблемы с раздельным мусором, не стоит вводить предмет и по этому поводу. Возникает резонный вопрос: за счёт чего? Может, сократим математику или русский язык? Оптимальный путь — это интеграция. Например, великая русская литература предоставляет прекрасную возможность укреплять эти духовно-нравственные основы через Достоевского, Толстого, Куприна. Наши исторические курсы также дают такую возможность. К тому же, время изменилось. Как писал Борис Пастернак в 1947 году: «За поворотом, в глубине лесного лога, готово будущее мне верней залога, и уже не втянешь в спор и не заластишь, оно распахнуто, как бор, все вширь, все настежь». Появился искусственный интеллект — это реальность, которую необходимо учитывать, не бояться, а использовать в мирных целях, сочетая традиции и новаторство. Это подобно двум плечам коромысла, которыми нужно поддерживать равновесие. Никакие нейросети не отменяют заповеди Моисея и Нагорную проповедь Христа, а ведь это основы мировой духовно-нравственной культуры. Поэтому предмет нужен, но нельзя допускать профанации: существующее образование и его содержание позволяют успешно решать эти задачи без перегрузки детей. Точка.»
Дмитрий Лутовинов:
«Содержанием курса я ещё не успел ознакомиться. Сама идея введения такого предмета вполне обоснована, и похожий опыт уже существовал. Я полагаю, что если курс будет сфокусирован на биографиях значимых исторических личностей – полководцев, героев, деятелей культуры и искусства – это будет очень полезно, ведь детям, безусловно, нужно знать их. С точки зрения человека, любящего культуру и историю нашей страны, это хорошо. А с точки зрения учителя истории – вы знаете, каждый педагог, наверное, считает свой предмет самым интересным и главным. Поэтому моё субъективное мнение: такой курс имеет право на существование. Единственное, что, на мой взгляд, воспитанием невозможно заниматься, просто сидя за партой в школе. Воспитание – это масштабный процесс, который происходит не только в стенах учебного заведения, но и в целом в среде, окружающей ребёнка и нас самих.»
Стоит отметить, что ранее министр просвещения Сергей Кравцов уже объявлял об официальном возвращении предмета в расписание с 1 сентября 2026 года. Тем не менее, ранее Минпросвещения рассматривало возможность исключения ДНКР из учебного плана как отдельной дисциплины и её интеграции в курс “История нашего края”, что, как уже упоминалось, вызвало значительную критику со стороны Патриарха Кирилла.