Пт. Сен 5th, 2025

Wildberries и «Просвещение» запустили маркетплейс для школьных закупок

Платформа создана для образовательных учреждений, которые теперь смогут приобретать на ней широкий ассортимент товаров: от офисных принадлежностей до мебели и компьютерной техники. Рассмотрим, чем эта инициатива отличается от существующей системы государственных закупок.

Фото: Валерий Шарифулин/ТАСС
Фото: Валерий Шарифулин/ТАСС

Wildberries в партнерстве с издательством «Просвещение» представили новую цифровую платформу для школьных закупок, разработанную при участии Министерства просвещения. Этот маркетплейс призван упростить процесс приобретения не только учебников, но и другого школьного оборудования, включая мебель и компьютеры. Возникает вопрос: насколько эта система востребована и эффективна для образовательных учреждений?

С 1 сентября в Рязанской области стартовал пилотный проект. Директор рязанской школы № 50 Ольга Живых поделилась впечатлениями с Бизнес ФМ, отметив, что после двухдневного обучения её школа уже успешно закупила канцтовары. Процесс заказа, по её словам, интуитивно понятен и напоминает обычные покупки на Wildberries.

Ольга Живых
Директор рязанской школы № 50

«Эта маркетплейс-подобная платформа очень проста и удобна. Мы фактически не покидая кабинета смогли приобрести канцелярские товары и планируем закупить мебель. Весь процесс, включая доставку и оплату, занимает около трёх дней. Для нас это действительно крайне важно и выгодно.»

Оценить ценовую политику маркетплейса Ольга Живых пока не смогла, сославшись на слишком короткий срок работы сервиса. Министр просвещения Сергей Кравцов на Восточном экономическом форуме подчеркнул, что новая платформа призвана решить проблему завышенных цен, характерную для рынка, где оперируют более полутора тысяч компаний-перекупщиков. По его словам, маркетплейс позволит школам напрямую сотрудничать с поставщиками, обеспечивая закупки по справедливой стоимости. Однако директор Никольской школы Гагаринского района Смоленской области Оксана Шкатова, пока не использовавшая новый сервис, описала сложности существующей системы закупок.

Оксана Шкатова
Директор Никольской школы Гагаринского района Смоленской области

«Честно говоря, они борются не с тем, с чем нужно. Мы активно боролись с коррупцией и перешли на систему аукционных торгов и прямых закупок. В результате, подрядчики теперь вызывают много вопросов. Мы проводим аукцион, побеждает компания, предложившая самую низкую цену. В итоге, например, поставленные ноутбуки работают год, а затем у них вздуваются батареи. Мы обращаемся в сервисные центры, и нам отвечают, что таких запчастей нигде нет на складе.»

Основательница Wildberries Татьяна Ким утверждает, что каталог платформы будет включать только проверенную продукцию от аккредитованных поставщиков, с единым ценообразованием, а контролирующие органы получат полный доступ к аналитике всех закупок. Тем не менее, у представителей образовательных учреждений возникают вопросы не только к механизмам работы новой системы, которые пока не до конца ясны, но и к потенциальной угрозе монополизации закупок. Историк и заслуженный учитель России Александр Снегуров выразил свои опасения:

Александр Снегуров
Историк, заслуженный учитель России

«Мы все знаем, что монополизм — не лучший путь. В своё время критика издательства «Просвещение» была связана именно с концентрацией в одних руках функций оснащения библиотек учебниками и методическими материалами. Теперь же мы видим альянс «Просвещения» и Wildberries. Если эта коалиция будет строго соблюдать законодательство и обеспечивать полную доступность для школьных заявок, это одно дело. Чтобы понять, как она будет работать на практике, нам необходим тестовый период.»

На данный момент проект является пилотным, с ограничением суммы закупок до 600 000 рублей. Главным преимуществом, по отзывам тех, кто уже опробовал систему, является её простота и оперативные сроки выполнения заказов. Однако остаётся открытым вопрос, не проявятся ли на новой платформе традиционные проблемы маркетплейсов, такие как высокие комиссии, непрозрачность системы скидок и риски, связанные с контрафактной продукцией.

Путин о ставке ЦБ, экономике высоких зарплат и возвращении западных компаний

Президент России Владимир Путин заявил, что резкое снижение ключевой ставки приведёт к росту цен. Он высоко оценил профессионализм действий правительства и Центрального банка, подчеркнув, что российская экономика должна стремиться к созданию рабочих мест с высокими зарплатами. Эти и другие заявления прозвучали на пленарном заседании Восточного экономического форума.

Президент РФ Владимир Путин.
Президент РФ Владимир Путин. Фото: Владимир Смирнов/ТАСС

На пленарном заседании Восточного экономического форума, помимо Владимира Путина, участвовали премьер-министр Лаоса Сонсай Сипхандон, премьер-министр Монголии Гомбожавын Занданшатар и член политбюро ЦК Компартии Китая, заместитель председателя постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей Ли Хунчжун.

В своём выступлении Путин отметил наличие множества американских компаний, желающих возобновить сотрудничество с Россией. Он указал на перспективные предложения для работы с американским бизнесом на Аляске, где сосредоточены значительные ресурсы, а Россия обладает эффективными технологиями добычи и сжижения газа. Президент подчеркнул, что для восстановления экономического взаимодействия между Россией и США необходимо политическое решение. В ходе заседания прозвучал ряд других важных заявлений:

«Рост цен — это инфляция, и Центральный банк активно борется с ней, стремясь достичь целевых показателей в 4-5%. Однако это связано с высокой ключевой ставкой. Конечно, у тех, кто занят в реальном производстве, возникают вопросы, и многие в зале, вероятно, скажут, что это неприемлемо, и ставку нужно срочно снижать. Но тогда цены неизбежно начнут расти. Хочу вас заверить, что российские финансовые власти, Правительство РФ и Центральный банк действуют профессионально. Мы всегда, и это важно подчеркнуть, исходили из того, что устойчивая макроэкономическая политика является фундаментальным условием для развития российской экономики и, как следствие, социальной сферы.»

«Развитие Дальнего Востока, Арктики, а также построение экономики будущего должны привести к повышению благосостояния граждан, росту их доходов и изменению структуры занятости в пользу квалифицированных, высокооплачиваемых рабочих мест. В этом заключается логика и сквозной смысл стратегии, которую мы реализуем в этих регионах и по всей стране. Повторю: экономика России должна стать экономикой высоких зарплат. Это не пустые слова и не популизм, в этом есть глубокий экономический смысл.»

«Многие европейские компании, руководствуясь политическими мотивами, ушли с российского рынка, понеся убытки. Но мы знаем, что контакты сохраняются, и многие из них с нетерпением ждут момента, когда политические ограничения будут сняты, чтобы немедленно вернуться. Мы ни от кого не отворачиваемся, наша внешняя и экономическая политика стабильна и предсказуема. Кстати, на мой взгляд, это наше объективное конкурентное преимущество, поскольку стабильность важна для бизнеса. Мы никого не выгоняли; те, кто хочет, всегда могут вернуться, но уже исходя из текущих условий.»

«У нас на Дальнем Востоке огромные запасы угля, которых хватит на 900 лет. Однако для их эффективного использования нам нужны современные технологии, и прежде всего, над этим необходимо работать. Если внутренний рынок будет потреблять необходимый объем, и мы сможем использовать эти ресурсы эффективно, то никаких сложностей, связанных с конъюнктурой внешнего рынка, влияющих на отрасль, не возникнет. Тогда мы сможем спокойно регулировать работу всех отраслей.»

Путин объявил, что с 1 января 2026 года на территории Дальнего Востока и Арктики будет введён единый преференциальный режим для бизнеса. При этом условия для действующих инвесторов территорий опережающего развития в Дальневосточном федеральном округе останутся без изменений.

Россия планирует развивать Трансарктический транспортный коридор — комплексную систему, объединяющую водный, железнодорожный и автомобильный транспорт. Также продолжится модернизация БАМа и Транссиба, а также расширение железнодорожных подходов к портам Дальнего Востока. Владимир Путин сообщил, что в следующем году ожидается открытие моста, связывающего Россию и КНДР.

Новые культурные пространства: меценатство или инвестиции?

Появление новых культурных объектов в городах может быть как благотворительным актом меценатов, так и сугубо инвестиционным проектом, а иногда и сочетанием того и другого. В любом случае, результатом становится появление новой точки притяжения на культурной, социальной и туристической карте города.

Дворец изящных искусств ASG в Казани.
Дворец изящных искусств ASG в Казани. Фото: пресс-служба компании ASG

К 2028 году в Казани откроется грандиозный Дворец изящных искусств ASG. Этот масштабный проект, который уже называют «казанским Лувром», представляет собой многофункциональный культурный кластер. Его создатели, компания ASG, убеждены, что он способен преобразить культурный ландшафт не только Казани и Татарстана, но и всей России.

Несколько аспектов этого проекта, расположенного в пяти исторических зданиях (старейшему из которых более трёх веков), заслуживают особого внимания. Во-первых, это колоссальный объём архитектурно-реставрационных работ. На начало XXI века эти постройки, долгое время использовавшиеся различными общественными учреждениями, включая больницу, находились в плачевном состоянии, практически представляя собой руины с многочисленными следами варварских перестроек.

Восстановление знаменитого красного фасада, увенчанного фигурой Зиланта (мифического символа Казани); радикальное переосмысление почти каждого из 10 тысяч квадратных метров внутренних помещений; кропотливый ручной подбор деталей интерьера для будущих 36 парадных выставочных залов (22 из которых будут именными, посвящёнными коллекционерским династиям, связанным с Казанской губернией, таким как Юсуповы, Строгановы, Шереметевы, Горчаковы, Мусины-Пушкины); обсуждение наполнения третьего этажа, где разместятся инсталляции, трансформируемые лектории, цифровая экспозиция всего собрания ASG с «оживающими» картинами — всё это формирует настоящую мультимедийную вселенную.

План декора интерьера Дворца изящных искусств ASG в Казани.
План декора интерьера Дворца изящных искусств ASG в Казани. Фото: пресс-служба компании ASG

По сути, происходит возрождение исторического памятника с новым культурным наполнением и передовой технологической основой. С 2012 года, когда начались работы, Дворец изящных искусств ASG функционирует как строительная площадка и научная лаборатория одновременно. Смелость замысла была отмечена победой проекта в номинации «Наследие» на форуме «РЕБУС» этого года.

Во-вторых, показательной для современной России является история возникновения самой идеи создания Дворца. Не многие знают, что ASG владеет одной из крупнейших частных коллекций, насчитывающей более семи тысяч произведений искусства. Однако такому обширному собранию требовалось соответствующее пространство. В результате, предметы вроде немецкого шкафа для Петра I, наполеоновского фарфора, полотен фламандца Франса Снейдерса, мебели из гарнитура первых американских президентов и многое другое долгие годы хранились в запасниках.

Вид на фасад дворца. Конек крыши вершает фигура Зиланта.
Вид на фасад дворца. Конек крыши вершает фигура Зиланта. Фото: пресс-служба компании ASG

Таким образом, появление Дворца стало логичным этапом в развитии коллекционирования, когда масштаб собрания превысил возможности «личного потребления». В ASG напоминают, что история частного коллекционирования, как в России, так и по всему миру, демонстрирует: каждый крупный собиратель неизбежно приходит к желанию «поделиться своим сокровищем». Это может выражаться в открытии общественного музея на основе коллекции (как у графа Румянцева, князя Голицына или Петра Петровича Тян-Шанского) или создании открытой галереи в собственном доме (как у князя Александра Меншикова, графа Строганова, барона Штиглица или Павла Третьякова). Поэтому Дворец будет рассказывать не только историю искусства, но и историю российского меценатства.

Элементы художественной лепнины интерьера дворца.
Элементы художественной лепнины интерьера дворца. Фото: пресс-служба компании ASG

В-третьих, интересны экономико-финансовые принципы, которыми руководствуются инициаторы проекта. В ASG подчёркивают, что их статус инвестиционной компании исключает ориентацию исключительно на благотворительность. «Мы строим экономическую модель, ориентированную на самоокупаемость. Однако, учитывая масштаб вложений, выход на полную окупаемость — это долгосрочная перспектива на десятилетия. При этом мы не стремимся позиционировать этот объект исключительно как проявление социальной ответственности бизнеса», — поясняют в компании.

ASG считает, что значительные размеры Дворца изящных искусств (включающего пять корпусов и прилегающую дворовую территорию) позволяют рассматривать его как самодостаточный объект, своего рода «культурный супермаркет». «Начиная с 2013 года мы регулярно говорим о необходимости культурной капитализации региона и использования в этом контексте материального культурного наследия. В процессе развития общества культурный капитал всё активнее конвертируется в экономический, поскольку более образованные (а значит, квалифицированные, динамичные внутренне и внешне) и духовно развитые люди — это более высокая продолжительность жизни, снижение уровня преступности и асоциального поведения, более рациональный выбор жизненных стратегий и так далее», — так объясняет свою позицию ASG.

Другой яркий пример частной инициативы — возрождение особняка Мясникова на улице Восстания, 45 в Санкт-Петербурге. До революции он был центром светской жизни, где выступали такие выдающиеся личности, как Матильда Кшесинская, Федор Шаляпин и Леонид Собинов. В советское время здание национализировали, и в нем последовательно располагались Николаевская железнодорожная больница, а затем, до 2006 года, — кожно-венерологический диспансер.

Особняк Мясникова на ул. Восстания, 45 в Санкт-Петербурге.
Особняк Мясникова на ул. Восстания, 45 в Санкт-Петербурге. Фото: пресс-служба архитектурно-дизайнерской компании «Фулл Хаус Дизайн».
Особняк Мясникова на ул. Восстания, 45 в Санкт-Петербурге.
Особняк Мясникова на ул. Восстания, 45 в Санкт-Петербурге. Фото: пресс-служба архитектурно-дизайнерской компании «Фулл Хаус Дизайн».
Особняк Мясникова на ул. Восстания, 45 в Санкт-Петербурге.
Особняк Мясникова на ул. Восстания, 45 в Санкт-Петербурге. Фото: пресс-служба архитектурно-дизайнерской компании «Фулл Хаус Дизайн».

Мария Иванова-Сорокина, совладелица и ведущий архитектор проектно-строительной компании Full House Design, рассказала, что несколько лет назад меценат Дмитрий Зарецкий превратил это здание в культурное пространство. Здесь разместился частный театр на 70 мест, регулярно проводятся концерты, балетные постановки, поэтические вечера, лекции, кинопоказы, арт-бранчи, балы и различные мастер-классы. Во флигелях усадьбы открыты рестораны.

Илья Копелевич
Мария Иванова-Сорокина
Совладелица и ведущий архитектор проектно-строительной компании Full House Design

«Наша компания активно участвовала в этом проекте. Особняк был приобретен в частично отреставрированном виде, но напоминал скорее казённый дом детского творчества. Нам предстояло создать атмосферу роскоши и уюта. Мы разработали дизайн панно для стен, подобрали зеркала, светильники и текстиль, создали авторскую мебель для зимнего сада и полностью обновили санузлы. На серьёзные работы у нас было всего две недели. Затем ещё два месяца мы завершали детали «на ходу», уже после открытия культурного пространства, в перерывах между выступлениями и праздниками. Когда особняк был готов, мы сами с удовольствием участвовали в его мероприятиях. Камерный театр предлагает эксклюзивный опыт: в барочном интерьере, с позолотой, при свечах, под классическую музыку. Акустика там великолепная, ещё с дореволюционных времён. А какие там балы! Костюмированные, театрализованные. Многие гости даже берут уроки танцев и этикета перед балами, чтобы соответствовать атмосфере. Билеты на эти события достать очень сложно.»

Для многих инвесторов подобные проекты — это, по сути, меценатство, считает эксперт. «Когда ты помогаешь деятелям культуры и создаёшь центр культурной жизни в своём городе, твоё имя остаётся в истории, подобно имени Саввы Морозова. Наши состоятельные современники также стремятся войти в историю. Я это слышу «между строк», хотя они прямо об этом не говорят. Бизнес, конечно, часто преследует и финансовые цели: культурный центр может приносить владельцу значительный, стабильный и абсолютно легальный доход. Но для таких инвесторов деньги не главное, главное — это порыв души. И я молюсь, чтобы как можно больше людей, обладающих значительными средствами, почувствовали потребность сделать что-то хорошее для культуры своей страны», — признаётся Мария Иванова-Сорокина.

Здесь уместно вспомнить мнение искусствоведа Елизаветы Лихачёвой, высказанное в марте 2021 года, когда Музей имени Щусева и группа ЛСР подписали соглашение о сохранении Дома Мельникова в Кривоарбатском переулке Москвы. Тогда Лихачёва, будучи директором Щусевского музея, отметила: «Капитал должен дозреть. Понятно, что любой капитал стремится к увеличению прибыли, но постепенно — обычно это происходит к третьему поколению буржуазии — появляется национальная ориентированность капитала. Это активно наблюдалось, например, в XIX веке. Сейчас процессы максимально ускорились, и мы с вами видим через 30 лет после начала новой эпохи русского капитализма, что капитал поворачивается лицом к своей стране и готов в неё вкладываться».

Дом-мастерская архитектора Константина Мельникова в Кривоарбатском пер. перед реставрацией.
Дом-мастерская архитектора Константина Мельникова в Кривоарбатском пер. перед реставрацией. Фото: Александр Щербак/ТАСС
Дом-мастерская архитектора Константина Мельникова в Кривоарбатском пер. перед реставрацией.
Дом-мастерская архитектора Константина Мельникова в Кривоарбатском пер. перед реставрацией. Фото: Александр Авилов/АГН «Москва»
Дом-мастерская архитектора Константина Мельникова в Кривоарбатском пер. перед реставрацией.
Дом-мастерская архитектора Константина Мельникова в Кривоарбатском пер. перед реставрацией. Фото: Александр Авилов/АГН «Москва»
Дом-мастерская архитектора Константина Мельникова в Кривоарбатском пер. перед реставрацией.
Дом-мастерская архитектора Константина Мельникова в Кривоарбатском пер. перед реставрацией. Фото: Александр Авилов/АГН «Москва»

Действительно, одни компании выступают в роли чистых меценатов по отношению к возрождаемым или создаваемым культурным пространствам. По определению Елизаветы Лихачёвой, в отличие от инвесторов, ожидающих прибыль от своих вложений, донаторы или меценаты, по сути, имеют право лишь жертвовать средства и не должны вмешиваться в саму работу. Другие же рассматривают проекты исключительно как инвестиции и порой, к сожалению, действуют по принципу «кто платит, тот и музыку заказывает». Иногда происходит фактическое слияние инвестора и мецената, что приводит к той самой культурной капитализации города или региона, важность которой подчёркивают в ASG. В любом случае, как отмечает сооснователь «Бюро А4» Сергей Марков, итогом становится новая точка притяжения на культурной, социальной и туристической карте города.

Сергей Марков
Сооснователь «Бюро А4»

«В последние годы, на фоне мирового тренда «кризиса глобализации», всё чаще формулируется парадигма «взращивать и ухаживать за своим садом». Частные инвесторы в культурные пространства не питают иллюзий мгновенной прибыли; как правило, задача максимум — выйти в ноль и в перспективе не тратиться на содержание. Глобальная цель всё же иная: преобразить пространство и окружение, в котором живёшь, запустить изменения и быть их инициатором. Обеспеченные, состоявшиеся люди стали проводить в России значительно больше времени. Если раньше был спрос только на заграничное и импортное, то теперь местная культура, самобытность, история и контекст приобрели совершенно иное значение, став очень важными и ценными для многих. Культурное пространство сегодня — это поиск этой идентичности, самости: кто я, где я живу, что это за место, чем оно славно. Для меня это очень позитивная тенденция восстановления прерванной традиции нашей страны — поиск корней и опоры, из которых затем может вырасти прекрасное древо, родиться что-то новое, но продолжающее нашу культуру и её суть.»

По мнению Марии Ивановой-Сорокиной, помимо финансовых вложений, необходима осознанность общества. «Люди стали больше интересоваться своей историей, культурой. И появился запрос на пространства, где всё это можно изучать. Причём часто инициатива исходит от женщин, и неважно, работники это культуры или просто домохозяйки, желающие расширить свои горизонты. К тому же, государство сейчас активно популяризирует интерес к истории, культуре и достижениям страны. Эта работа сверху стимулирует инициативу снизу. Все молодцы — работаем сообща», — констатирует эксперт.

Однако как рождается идея создания именно культурного, а не какого-либо иного объекта (ведь пример ASG вряд ли можно назвать типичным, скорее, исключительным)? И существуют ли чёткие критерии, позволяющие определить, что «точек культуры» в городе недостаточно или, наоборот, их слишком много, если такое вообще возможно? Продолжение следует.

Маркировка звонков: бизнес ещё не привык к новым правилам

Граждане России продолжают получать телефонные звонки от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей без указания информации о звонящем. Эксперты отмечают, что бизнес пока не в полной мере осознал обязанность маркировать такие вызовы. При этом прямое наказание за несоблюдение этого требования пока отсутствует.

Фото: Павел Муравьев / Фотобанк Лори

1 сентября вступил в силу закон, обязывающий маркировать деловые звонки в рамках борьбы с мошенничеством. Однако прошедшие дни показали, что данное требование соблюдается далеко не всеми. Мне лично и многим моим коллегам в редакции Бизнес ФМ продолжали звонить банки, автосервисы и обслуживающие организации, но на экранах телефонов чаще всего отображались лишь номера, без какой-либо информации о звонящей компании.

Илья Копелевич, главный редактор Бизнес ФМ, поделился своим недавним опытом:

Илья Копелевич
Илья Копелевич
Главный редактор Бизнес ФМ

«Сегодня я получил очередной немаркированный звонок и решил поинтересоваться, кто это. Оказалось, это компания, которая ранее устанавливала мне фильтры для воды. Они действительно звонят каждый год, напоминая о необходимости замены фильтров. Звонок был немаркированным. Я спросил у оператора: «А почему ваш звонок не маркирован?» Она ответила: «Как немаркирован? Совсем? А что это?» То есть, у них вообще не было информации об этом требовании.»

By Дмитрий Верхов

Дмитрий Верхов - экономический обозреватель из Екатеринбурга с опытом работы в федеральных СМИ. Фокусируется на анализе экономических тенденций и технологических инноваций.

Related Post