В Государственную Думу внесен законопроект, предлагающий ввести административные штрафы для компаний, занимающихся наземными пассажирскими перевозками, в случае опозданий. Инициаторы законопроекта, депутаты, обосновали эту меру значительным ростом числа жалоб от граждан на несоблюдение расписания, особенно касающихся автобусных маршрутов, например, в Подмосковье.
Согласно положениям нового документа, размеры штрафов будут дифференцированы в зависимости от юридического статуса нарушителя: для должностных лиц предусмотрен штраф от 3 тысяч до 5 тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей — от 5 тысяч до 10 тысяч рублей, а для юридических лиц — от 10 тысяч до 30 тысяч рублей. Важно отметить, что ответственность не будет применяться, если задержка произошла по причинам, которые не зависят от воли или действий перевозчика.
Законопроект также устанавливает допустимые пределы опозданий для различных категорий наземного общественного транспорта. Для городского транспорта максимальная допустимая задержка составляет 15 минут, для пригородного — 30 минут. Для междугородних маршрутов этот порог установлен в один час, а для международных рейсов — в четыре часа.
Перспективы и последствия принятия законопроекта прокомментировал управляющий партнер адвокатского бюро BGMP Сергей Матюшенков:
Инициатива получила поддержку со стороны Союза пассажиров России. Представители Союза назвали задержки общественного транспорта серьезной проблемой и выразили мнение, что наказывать перевозчиков следует не только штрафами, но и путем предоставления компенсационных выплат пассажирам.
Он выразил сомнение, что законопроект будет принят именно в текущей редакции, подчеркнув, что он направлен на достаточно узкий сегмент рынка и вводит штрафы за задержки. Матюшенков не считает основной целью инициативы пополнение бюджета, хотя признал, что административная нагрузка и доходы государства от штрафов могут возрасти, а также потенциально улучшится дисциплина среди перевозчиков. По его мнению, сложно точно оценить, насколько проблема опозданий действительно масштабна. Эксперт напомнил, что на данный момент у пассажиров уже есть возможность требовать частичную компенсацию стоимости билета в случае задержки, но с учетом невысокой стоимости билетов на наземный транспорт, многие не видят в этом большого смысла и не пользуются этой возможностью. Теоретически возможно также взыскание убытков, если удастся доказать, что опоздание привело к конкретному ущербу (например, из-за пропуска важной встречи или упущенного контракта), но это сложная категория судебных споров. В заключение, Матюшенков высказал неуверенность в целесообразности введения дополнительных административных штрафов, учитывая уже существующую нагрузку на бизнес.