Несмотря на кажущуюся значимость, новое постановление губернатора Санкт-Петербурга, ограничивающее работу мигрантов в такси, по мнению экспертов, затронет крайне малое количество водителей. Эти ограничения не распространяются на граждан стран ЕАЭС, действуют лишь до конца текущего года с ноября и касаются только тех мигрантов, кто работает по патентам.

Представители таксомоторной отрасли Санкт-Петербурга выражают сомнения в эффективности нового правительственного указа. Они убеждены, что, несмотря на громкий информационный фон, изменения на рынке такси будут незначительными. Причина кроется как в специфике самого постановления, так и в особенностях петербургской таксомоторной сферы.
Дмитрий Попов
эксперт рабочей группы при правительстве по законодательству в сфере безопасности дорожного движенияКак отметил Дмитрий Попов, эксперт рабочей группы при правительстве по безопасности дорожного движения, изначально рассматривался более строгий вариант документа, который мог бы затронуть даже велокурьеров. По его словам, в такси работает относительно небольшое число неграждан РФ, а большинство либо уже получили гражданство, либо находятся в процессе натурализации. Он полагает, что данное ограничение не вызовет значительных перемен на рынке, не повлияет на цены и не приведет к массовому оттоку водителей. Основной вопрос, по мнению Попова, заключается не в количестве мигрантов за рулем такси, а в том, как они получили доступ к работе с иностранными водительскими удостоверениями, зачастую не владея русским языком.
Таким образом, запрет, инициированный губернатором Бегловым, не коснется граждан стран Евразийского экономического союза (Беларусь, Армения, Казахстан, Кыргызстан), поскольку им не требуются патенты для работы в России. Ограничения вводятся для всех остальных, включая граждан Азербайджана, Таджикистана, Узбекистана, Молдавии и других. Однако, как напоминает Станислав Швагерус, руководитель Центра компетенций Международного Евразийского форума такси, для таких мигрантов без российских водительских прав и так уже действовал аналогичный запрет.
Станислав Швагерус
руководитель Центра компетенций Международного Евразийского форума таксиСтанислав Швагерус, руководитель Центра компетенций Международного Евразийского форума такси, указывает, что доля мигрантов в легковом такси составляет менее 1%, а большинство из них заняты в строительстве и сфере услуг. Он считает подобные запреты малоэффективными, так как система допуска в такси фактически не требует патентов и не обеспечивает их проверку. По его словам, лишь в Москве существует эффективная система контроля, такая как КИС «АРТ», тогда как в Санкт-Петербурге такая возможность отсутствует. Он также подчеркивает, что запрет не распространяется на граждан стран ЕАЭС, а для остальных мигрантов, не входящих в ЕАЭС, работа в такси и так уже запрещена действующим законодательством.
По словам губернатора Беглова, указ должен улучшить качество и безопасность таксомоторных услуг, а также создать новые рабочие места для граждан России. В этом, впрочем, сильно сомневается Юрий Вейков, председатель некоммерческого партнерства таксомоторных предприятий Санкт-Петербурга, который опасается противоположного эффекта.
Юрий Вейков
председатель некоммерческого партнерства таксомоторных предприятий Санкт-ПетербургаЮрий Вейков, председатель некоммерческого партнерства таксомоторных предприятий Санкт-Петербурга, сомневается в заявленных губернатором целях улучшения качества и безопасности, а также создания рабочих мест для россиян. Он опасается, что вместо этого запрет может спровоцировать рост нелегального рынка такси. По его мнению, мигранты, которым будет запрещено работать официально, не уйдут с рынка, а будут вынуждены прибегать к услугам «подключашек» – посреднических фирм. Это приведет к увеличению их рабочей нагрузки и снижению доходов, что, в свою очередь, негативно скажется на безопасности перевозок из-за недостаточного отдыха водителей.
Принимая во внимание период подготовки, введенное Смольным ограничение для мигрантов в такси по сути действует всего два месяца, с возможностью отмены принятых мер. Эксперты, опрошенные нами, полагают, что, поскольку запрет, вероятно, затронет лишь единичных водителей, его продление не вызовет значительных проблем.