Власти ряда российских регионов, включая Новосибирск, Краснодарский край и Мурманскую область, заявили о повышении зарплат педагогов; при этом в Мурманской области за последние шесть лет доходы учителей выросли почти в полтора раза. На фоне этих новостей представляется актуальным сравнение уровня оплаты труда учителей в регионах с зарплатами их московских коллег.
Мэр Москвы Сергей Собянин объявил о существенном увеличении зарплат столичных педагогов с начала нового учебного года. По его словам, текущий уровень доходов московских учителей уже превосходит установленные президентом целевые показатели. Руководитель Департамента образования и науки Москвы Ирина Каклюгина уточнила, что средний рост зарплат с 1 сентября достигнет 24%.
Ранее мэр называл среднюю зарплату московских учителей в диапазоне 140-160 тысяч рублей, а в 2023 году правительство указывало цифру в 144 тысячи рублей. Доход столичного педагога в обычной общеобразовательной школе формируется из оклада, а также из различных городских и школьных надбавок, включающих доплаты за классное руководство, наличие званий, ведение кружков и другие виды деятельности.
Признавая общую достоверность озвученных мэром цифр, заслуженный учитель истории и обществознания московской школы № 1741 Павел Панкин указывает на важные нюансы в системе оплаты труда:
— Существует базовая система и система доплат. Мне, как заслуженному учителю, школа платит за звание, но у моего коллеги, такого же прекрасного педагога в обычной московской школе, таких доплат может не быть. Некоторые аспекты зарплаты отданы на усмотрение школы.
— Сколько вам за заслуженного учителя добавляют?
— 10 тысяч или 15 тысяч. Тоже деньги.
— В 2023 году средняя зарплата учителей начальной и средней школы в Москве составляла 144 тысячи рублей.
— Это с классным руководством точно. Она пристойная. Москва — дорогой город. Где-то шесть-семь лет назад, когда нормально прибавили учителям, они себя почувствовали уважаемыми людьми.
В сравнении со столичными показателями, зарплаты учителей в других городах выглядят менее привлекательно. Так, в Новосибирске, где уже дважды за год проводилось повышение, средняя зарплата составляет около 75 тысяч рублей, что примерно вдвое ниже московской, несмотря на январский рост на 16%.
В Мурманской области средний доход педагогов достигает порядка 90 тысяч рублей, что является одним из высоких показателей по стране, хотя и уступает московскому. Несмотря на жалобы местных учителей на сравнение их зарплат с регионами средней полосы, ситуация не везде одинакова. Например, учителя из Смоленской области, по словам директора Никольской школы Гагаринского района Оксаны Шкатовой, рассматривают возможность переезда в Москву в поисках более высоких доходов.
Оксана Шкатова прокомментировала ситуацию с оплатой труда в сельских школах и проблему оттока кадров:
— Сколько зарабатывает учитель в вашей школе в этом учебном году?
— В среднем около 53 тысяч, это с классным руководством. Одна ставка. У нас сельская школа, поэтому надбавка — 25%.
— В городе, где сельской надбавки нет, зарплата ниже?
— Ниже, да. Идет повышение зарплат в Москве, соответственно, будет отток специалистов из близлежащих областей.
— Из чего складывается зарплата в школе?
— Есть стимулирующий фонд. Это не так много: в пределах от 3 тысяч до 5 тысяч. В основном за ставку 18 часов, за классное руководство. Это проверка тетрадей в сельской местности, это надбавка 25% за работу в сельской местности, за категорию и за стаж. Если работать на ставку, получается 30-40 часов. У молодых специалистов в Смоленской области есть надбавка, 6 тысяч им доплачивают. Все равно даже принятые на региональном уровне надбавки не компенсируют разницу с Москвой, с Московской областью.
Аналогичный уровень зарплат наблюдается в Оренбургской области, тогда как в Краснодаре средний показатель составляет около 67 тысяч рублей. Руководитель «Политической экспертной группы» Константин Калачев подчеркивает, что различия в оплате труда учителей по стране значительны и обусловлены как экономическим положением региона, так и приоритетами местных властей:
Константин Калачев, руководитель «Политической экспертной группы»:
«Возможности регионов неодинаковы: есть регионы-доноры и реципиенты. Примером может служить Татарстан, где серьезное внимание уделяется образованию, что выражается в высоких зарплатах и решении жилищных вопросов для учителей. Таким образом, влияют как объективные обстоятельства, так и субъективный фактор – отношение руководства региона к сфере образования и наличие ресурсов. Богатые регионы, такие как ХМАО и ЯНАО, также могут позволить себе высокие надбавки. Я считаю правильным, когда все учителя получают дополнительные выплаты».
Эксперт также отмечает текущий дефицит абитуриентов, выбирающих педагогические специальности на бюджетной основе. Это прямое следствие низких зарплат, из-за чего многие регионы не могут конкурировать за квалифицированных учителей. Выпускники вузов и колледжей, желающие работать в школах, часто предпочитают Москву или другие экономически благополучные регионы.